Свиридов Георгий Васильевич

Статьи о музыке » Свиридов Георгий Васильевич

Страница 1

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1998)

Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции, где учился у П. Б. Рязанова, Д. Д. Шостаковича. Секретарь Союза Композиторов СССР (1962—74, с 1986), 1-й секретарь Союза Композиторов РСФСР (1968—73).

Центральное место в творчестве Свиридова занимают жанры, связанные со словом. Свиридов дебютировал в 1935 циклом романсов на слова А. С. Пушкина. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бёрнса (1955) знаменуют творческую зрелость композитора. В эпических произведениях — «Поэме памяти Сергея Есенина», «Патетической оратории», «Курских песнях» ярко выражено высокое этическое начало творчества Свиридова , главная тема которого — Родина, её судьбы. Свиридов наследует и самобытно претворяет многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с завоеваниями искусства 20 века.

Музыка Свиридова отмечена естественностью и индивидуальной неповторимостью языка, впитавшего интонации и ритмы живой современной речи. Композитор существенно обновил и преобразовал жанры оратории, кантаты, романса, песни. Внёс вклад в развитие симфонической и фортепьянной музыки. Творчество Свиридова оказало значительное влияние на развитие современной музыки. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980).

Сочинения:

музыкальные комедии- Раскинулось море широко (1943, Московский Камерный театр, Барнаул), Огоньки (1951, Киевский театр музыкальной комедии);

для голоса, хора и оркестра- Вольность (слова поэтов-декабристов, 1955, не окончено), Братья-люди! (слова Есенина, 1955), Поэма памяти Сергея Есенина (1956), Патетическая оратория (слова Маяковского, 1959; Ленинская премия, 1960), Мы не верим (Песня о Ленине, слова Маяковского, 1960), Курские песни (слова народные, 1964; Государственная премия СССР, 1968), Грустные песни (слова Блока, 1965), 4 народные песни (1971), Светлый гость (слова Есенина, 1965-75);

кантаты- Деревянная Русь (маленькая кантата, слова Есенина, 1964), Снег идёт (маленькая кантата, слова Пастернака, 1965), Весенняя кантата (слова Некрасова, 1972), Ода Ленину (слова Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и оркестра, 1976);

для оркестра- Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), Маленький триптих (1966), Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973), Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974), симфония для струнного оркестра (1940), Музыка для камерного оркестра (1964); концерт для фортепиано с оркестром (1936);

камерно-инструментальные ансамбли- фортепианное трио (1945; Государственная премия СССР, 1946), струнный квартет (1947);

для фортепиано- соната (1944), сонатина (1934), Маленькая сюита (1935), 6 пьес (1936), 2 партиты (1947), Альбом пьес для детей (1948), полька (в 4 руки, 1935);

для хора (a cappella)- 5 хоров на слова русских поэтов (1958), Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах (на слова Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (1973), Концерт памяти А. А. Юрлова (1973), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972-75), 3 пьесы из Альбома для детей (1975), Метель (слова Есенина, 1976); Песни странника (на слова древне-китайских поэтов, для голоса с оркестром, 1943); Петербургские песни (для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса с фортепиано, скрипки, виолончели, слова Блока, 1963);

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Своеобразие музыкальных стилей и направлений. История возникновения техно – музыки
Очень серьезно на развитие музыкального вкуса учащихся влияют различные направления современной музыки. Это рок – музыка, техно, попса, рэп и другие направления. Одним из первых вопросов, которые задают при знакомстве, является: “А какую музыку ты слушаешь?”. Действительно, самое типичное разделе ...

Из истории Регги
Музыка реггей зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка и явилась частью национально-освободительного антиколониального движения. Одной из форм его стало растафарианстао, возникшее в 30-е годы нашего столетия. Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маргус Гарви выдви ...

Владение знаменной нотацией
При изучении певческих традиций общины во время экспедиционной работы непременным условием является описание состава хора по разным параметрам: по знанию певцами крюков, опыту пения в хоре, по происхождению певцов (в данном ли месте они родились и воспитывались или приехали из других приходов) и т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru