Сергей Васильевич Рахманинов

Статьи о музыке » Сергей Васильевич Рахманинов

Страница 1

Сергей Васильевич Рахманинов(1873—1943)

Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4— 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно . С 1882 занимался в Петербургской , с 1885—в Московской консерватории . Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром (1891: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных , камерно-инструментальных произведений , романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование.

Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа—опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909—12 активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.

В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918—43 занимался преимущественно концертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941—42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19—20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность.

Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.

Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.

Сочинения:

оперы- Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);

для солистов, хора и оркестра- кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);

для оркестра- 3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);

для фортепиано с оркестром- 4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Boomtown rats
Boomtown rats Боб Гелдоф (Роберт Фредерик Зенон Гелдоф, р. 5 октября 1954) до 1975 года занимался журналистикой, пока в один из вечеров ему и его друзьям не пришло в голову организовать свою группу. Дело это происходило в одном из пригородов Дублина. Новая команда, куда кроме Гелдофа (вокал) вошли ...

Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов
Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у учащихся начальных классов проводилось на базе ГОУ СОШ №39 г. Ставрополя среди учащихся 4 «г» класса 2002-2003 уч. г. Эксперимент состоял из трех этапов: констатируюшего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент проводился ...

Angel dust
Angel dust Эта германская группа из Дортмунда была основана в 1984 году. Ее основателями являются басист Франк Банкс и ударник Дирк Ассмутс. На данном этапе компанию им составили два гитариста, Андреас Лохрум и Роман Кеймер, взявший на себя вокальные партии. Свою первую демку под названием "M ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru