Йозеф Гайдн

Статьи о музыке » Йозеф Гайдн

Страница 1

Йозеф Гайдн

(1732—1809)

Австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене, совершенствовался в игре на клавире, скрипке, органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня), где написал первые симфонии ; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази : до 1766 в Айзенштадте, затем в их резиденции (Эстерхаза), где создал большинство произведений . Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне . В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен.

Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791), член Шведской королевской музыкальной академии (1798), почётный гражданин г. Вена (1804), почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна, 1804), филармонического общества в Петербурге (1808).

Гайдн — представитель венской клиссической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструмента с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских, немецких , итальянских, французских , чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио, которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей .

Квартеты и симфонии 50—60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции, в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония, Прощальная симфония, квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу ) ; в них оформился классический инструментальный стиль, который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна , среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.

Друзья мои, если кому и охота дальше читать, то я сразу предупреждаю, что у Гайдна было

много сочинений (вот позавтракает он, к примеру, и пойдет писать новую симфонию :)

Сочинения:

оперы-24 оперы, в том числе:

зингшпиль -Хромой бес (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц- Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", 1751?, поставлена 1752, "Кернтнертортеатр", Вена; под названием Новый хромой бес - Der neue krumme Teufel, пост, 1758, там же);

оперы-сериа- Ацис и Галатея (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762, поставлена 1763, Эйзенштадт), Необитаемый остров (L'lsola disabitata, либретто П. Метастазио, поставлена 1779, Эстерхаза), Армида (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783, поставлена 1784), Душа философа (L'Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791, поставлена 1951, Флоренция);

оперы-буффа- - Певица (La Canterina, 1766, поставлена 1767, Эстерхаза; возобновлена в 1939 под названием Die kleine Sangerin, Билефельд), Аптекарь (Lo Speziale, либретто К. Гольдони, поставлена 1768, там же), Рыбачки (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769, поставлена 1770, там же), Обманутая неверность (L'Infedelta delusa, поставлена 1773, там же), Непредвиденная встреча (L'Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775, там же), Лунный мир (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777, там же), Истинное постоянство (La Vera costanza, 1776, поставлена 1779, там же), Вознагражденная верность (La Fedelta premiata, по пьесе "L'Infedelta fedde" Лорeнци, поставлена 1780, там же);

героико-комическая- опера- Роланд-паладин (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто, поставлена 1782, Эстерхаза);

немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) - Филемон и Бавкида (исполнена 1773, Эстерхаза; позже - зингшпиль), Совет богов (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде", исполнена 1773, Эстерхаза), Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773), В канун субботы (Herebschabbas, 1773), Покинутая Дидона (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнено 1777, Эстерхаза), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777);

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Пение «по указке»
В многочисленных беседах с руководителями хоров, с певцами я неоднократно слышал о пении по указке. (Указка — это фактически аналог дирижерской палочки в светском музыкальном искусстве. Старообрядцы пришли к ней самостоятельно). Что такое указка? Со слов прихожан я узнал, что ее появление относит ...

1844-45гг.
Первые выезды заграницу: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. В письмах к отцу критиковал то, что видел и слышал. Исполнял свои произведения и получил известность. ...

Воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора
Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную, но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи. В этой связи одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является о ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru