“Риголетто”

Страница 1

1851 год. Либретто Пиаве. В основе сюжета – драма Гюго “Король забавляется” – это социально-обличительная пьеса из эпохи XVI века (король Франциск I). Опера была написана за 40 дней и поставлена с большим успехом. Это первая зрелая драматическая опера, первая вершина реализма. Эта драма была во Франции запрещена, т.к. она разоблачает пороки царственных персон. Пиаве перенес действие из Франции в Италию. Король Франциск стал герцогом, шут Трибуле – Риголетто, его дочь Бланш стала Джильдой. Эта опера – психологическая музыкальная драма. Она развивает тенденции, которые сложились в операх 40-х годов. Написана в традициях “Луизы Миллер” и “Леди Макбет”, но с ещё большим психологизмом. Опера полна резкими контрастами, романтическими преувеличениями, которые вносят мелодраматический характер.

Опера сценична. Резкие контрасты придают ей театральную яркость. Например: “Сцена бала у герцога” в 1-м действии. Появляется трагическая фигура графа Монтерона, который проклинает герцога и Риголетто. В последнем действии мрачная обстановка, бурная сцена убийства и, вдруг, звучит легкомысленная песенка герцога.

В опере есть противопоставление героев: легкомысленный образ герцога и Риголетто, страдающая Джильда и кокетливая Маддалена.

Опера состоит из 3-х действий. Внутри действий Верди стремится к созданию сквозных сцен, в которые входят ариозо, напевные речитативы, хоровые фрагменты. Некоторые разделы сцены могут быть вполне законченными по форме.

Особенно глубоко дана характеристика Риголетто. Он показан с разных сторон (характер): и как шут, издевающийся над другими, и как любящий отец, и как мрачный зловещий мститель, и как глубоко трагическая фигура (кульминация характера – ария “Куртизаны – исчадья порока”). Партия оркестра более сложная и интересная. Она перестает играть только аккомпанирующую роль. Именно в оркестровой партии звучит единственный в опере лейтмотив – лейтмотив Проклятья. С него начинается вступление к опере. 2 картина 1-го действия – “Разговор Спарафучиле”.

1-е действие

. C-moll. Трагическая тема вступления. Повторение на одной ноте характерно для партии Монтерона. 2-я тема с секундовой стонущей интонацией. Тема страдания Риголетто. Завершается репризой.

1-я картина

. Бал в доме герцога. Легкомысленная атмосфера. В центре картины – баллада герцога. Это как бы его кредо: “Та, иль эта, я не разбираю”. As-dur. Законченный номер. Куплетная форма. Опора на народные итальянские танцы.

Менуэт и Ригодон. Гости танцуют. Простые (менуэт и ригодон). Ригодон в G-dur. Все это построено как 1 сцена.

Вдруг появляется сцена Монтерона. Он появляется, все поражены. Вокальная партия основана на одной ноте (на лейтмотиве проклятья). Риголетто издевается над ним. В оркестре – кривлянья шута. Он говорит: “Доверие вы наше не оправдали . . .”. Велика роль оркестра. Разные ритмические фигуры. В ответ Монтерон говорит: “Вновь оскорбление”. “Обиды страшной я не забуду”. Все поражены. Монтерон проклял герцога и Риголетто. Далее хор придворных: “Старик полоумный, как смел ты явиться?”. Постепенно атмосфера бала проясняется, и люди забывают об этом происшествии.

2-я картина.

Дуэт Риголетто и Спарафучиле. Мрачное вступление – лейтмотив проклятья. Атмосфера ночи выражена в оркестре. Ум7 аккорды. Риголетто один. Важен его монолог. Он вспоминает проклятье: “Навек тем старцем проклят я”. Звучит лейтмотив проклятья. Далее разговор c Спарафучиле. Весь этот разговор – речитатив. Разговор звучит на фоне оркестровой темы.

Далее сцена и дуэт

. Дуэт

с Джильдой имеет 4 раздела: 1 (C-dur) – радостный, 2 (As-dur) – поет Риголетто, распевная тема, 3 (as-moll) – взволнованный, 4 (Es-dur) – Риголетто просит служанку беречь Джильду. Очень важно, что темы Риголетто лишаются угловатости. Музыка благородная, распевная.

Далее дуэт Джильды и герцога – основная тема в B-dur. Это – любовный дуэт. Далее ария Джильды, которая характеризует её как бесхитростную, наивную, очаровательную девушку. E-dur. Финал I-го действия. Переговоры придворных и Риголетто. Мрачноватый. Во время похищения звучит хор придворных: “Р” (“Тише, тише”). Завершает 1-е действие лейтмотив проклятья. Риголетто узнает страшную истину.

II-е действие.

Открывается тревожным вступлением. Далее ария герцога в Ges-dur. Появляются придворные (хор), которые сообщают о похищении Джильды.

Сцена и ария Риголетто (№ 12) открывается песенкой Риголетто, внешне остается характеристика Риголетто – шутка, изломанная мелодия.

В арии Риголетто несколько разделов:

1 раздел. c-moll. Обвиняет герцога и его окружение. Большую роль играет оркестр. “Куртизаны, исчадье порока”.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Импрессионизм в искусстве Франции в конце 19 – начале 20 веков.
Импрессионизм - одино из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейся пестротой и контрастами. Термин impresssioisme произошёл от французского слова impression – «впечатление». Так назвал свою картину К ...

Искусство импровизации
Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатнoго типа тяготеют фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы М. для фортепиано в 4 руки и для 2-х фортепиано принадл ...

“Аида”
1878 год. Написана по заказу правительства Египта по поводу открытия Суэцкого канала. Написана по старинной египетской легенде. Сценарий Мариэтта (ученый-геолог). Французское либретто дю Локля. Итальянский перевод – Гисланцони при участии самого Верди. Либретто сжато и полно драматических конфликт ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru