Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова

Статьи о музыке » Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова

Страница 2

Я брошу в огонь душистый чабрец.

Дым поднимается вверх, и значит, я прав.

Отчужденный от внешней природы и от природного начала в самом себе, житель каменных джунглей не способен ее постичь, находясь в привычной ему обстановке. Лишь вырвавшись из подавляющей городской атмосферы, он может приблизиться к своим корням и ощутить единство с высшими сферами бытия.

Но это не решение проблемы, ведь и сельский житель чувствует свою оторванность от несомненных прелестей и благ цивилизации, к коим приобщен обитатель мегаполиса. Процесс развития мировой культуры, мир слов, образов и звуков проходит мимо незадачливого деревенского простачка, не имеющего выхода за духовную околицу. А потому - не по своей вине, а по причине сложившихся обстоятельств - он не получает возможности расширять свой кругозор и охватывать сердцем и разумом методы и результаты художественного творчества далеких и близких соседей.

Все совсем не так в мире-мечте, рожденном Гребенщиковым. Грани между городским и сельским образом жизни стерты раз и навсегда. После окончания полевых работ благородные труженики уделяют часы досуга философскому самообразованию и эстетическому самовоспитанию:

Широко трепещет туманная нива,

Вороны спускаются с гор.

И два тракториста, напившихся пива,

Идут отдыхать на бугор.

Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане

И этим сознанием горд;

Другой же играет порой на баяне

Сантану и "Weather Report".

Не об этом ли мечтали Томас Мор и Томмазо Кампанелла, рисуя картины совершенного общественного устройства? Можно ли поставить Гребенщикова в один ряд с великими утопистами?

Тем не менее и БГ приходилось постоянно возвращаться с небес на землю, или, точнее, с "той" земли на "эту":

Так как есть две земли, и у них никогда

Не бывает общих границ,

И узнавший путь

Кому-то обязан молчать .

Он знал этот путь, поскольку сам же его и прочертил, но в неведении оставался порожденный фантазией Гребенщикова инженер Иван Иванов.

Я инженер

Со стрессом в груди,

Вершу НТР

С девяти до пяти.

Здесь перед нами опять Пограничный Господь, на этот раз под именем графа Диффузора. Не является ли это лишь эпитетом Творца, отражающим пантеистическую направленность гребенщиковского вероучения? Растворенный в Универсуме, присутствующий во всем:

Граф Диффузор - наследник вселенной,

Граф Диффузор - мистический гость,

Граф Диффузор - чудес соплеменник,

Возлюбленный неба и звезд.

Его послание, переданное через посредника (Благая Весть!), услышано молодым представителем технической интеллигенции:

Но белый дракон сказал мне,

В дверь подсознанья войдя,

Что граф Диффузор забил в стену гвоздь,

А я - лишь отзвук гвоздя .

Теперь Иван Иванов - божий посланник. По всем законам жанра ему предстоит подвергнуться гонениям за свою веру:

Иванов читает книгу,

И приходят контролеры,

И штрафуют Иванова;

В понедельник утром все всегда не так.

Предстоит жить в бедности и благородстве:

Я инженер на сотне рублей,

И больше я не получу.

Не стоит однако думать, что Иванову уготована роль мессии. Скорее всего, и на это указывает его имя, ему суждено стать предтечей нового Спасителя. Подтверждение этой нашей догадке мы находим в словах самого инженера, вещающего от имени Диффузора:

Может статься, что завтра стрелки часов

Начнут вращаться назад,

И тот, кого с плачем снимали с креста,

Окажется вновь распят.

И нежные губы станут опять

Искать своего Христа;

Но я пел, что пел, и хотя бы в том

Совесть моя чиста.

На этом следует прервать наши богословские построения и вернуться к социологии. Судьба Ивана Иванова в несовершенном мире предопределена - он должен удалиться, дабы получить возможность действовать независимо от законов, навязываемых кесарем:

Он был инженером, теперь он сторож,

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Buckcherry
Buckcherry В мире рока, погрязшем последнее время в пост-гранже и поп-металле, "Buckcherry" с их забойными риффами, достойными Ангуса Янга, стали свежим глотком воздуха. Музыка этой пятерки из Лос-Анджелеса стала достойным возвращением к лучшим традициям хард-рока 80-х годов. История кол ...

Гимны Советской России и СССР
Гимны февральской революции и Советской России (СССР) отличались от славильных песен предшествующей эпохи своим антиклерикальным содержанием. Но это были тоже своеобразные культовые песнопения, которые закрепляли ложные ценности в массовом сознании. Наряду с силовыми методами воздействия («только ...

Некоторые аспекты музыкально-исполнительского мышления индивида
В последнее время в среде профессиональных музыкантов и специалистов музыкального искусства возрос интерес к проблемам художественного мышления. Это понятно и закономерно: важнейшая задача науки об исполнительстве состоит в том, чтобы, раскрывая закономерности музыкального игрового процесса, можно ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru