Рихтер: Непокоренный

Статьи о музыке » Рихтер: Непокоренный

Страница 3

Из-за его отвращения клюбому виду саморекламы, из-за упорного нежелания говорить осебе, молчания, которое онхранил напротяжении всей своей беспокойной жизни (истольже беспокойного времени)— жизни, целиком посвященной музыке, которой онсамозабвенно ибескомпромиссно служил, атакже всилу того, что вопреки своему упорному молчанию онстал мировой знаменитостью,— Рихтер всегда был мишенью для всяческих слухов. Нисколько небоявшийся скандалов, онвсегда стремился кпорядку иправде: впартитуре, вискусстве, вповедении,— правде по-детски простодушной.

Истории, связанные сего музыкальной деятельностью, представлялись ему часто ввысшей степени нелюбопытными, ия, уже задним числом, обратил внимание нато, что понедостатку времени, атакже тем, поего мнению заслуживающих внимания, наши беседы сним сточки зрения сугубо хронологической неперешли границы конца шестидесятых годов. «Все это вынайдете вмоих тетрадях»,— неоднократно повторял онмне. Таким образом, эти «тетради» становятся связующим звеном исоставляют содержание второй части настоящей книги. Рихтер начал делать вних записи врождественские дни 1970года ипродолжал писать, порой отслучая кслучаю, доосени 1995-го— додней, накоторые пришлась наша встреча иего последняя поездка вЯпонию.

Читатель увидит, что, хотя оночень мало говорит осамом себе, его личность проявляется вэтих записях. Никаких умствований, просто впечатления, скупые, немногословные, без каких-либо прикрас.

Все переданные иммне записи составляют семь толстых школьных тетрадей сосплошь исписанными страницами. Настранице слева поставлена дата (которая отсутствует лишь внескольких случаях), указаны место, музыкальная программа, включая номер опуса итональность, подробный перечень исполнителей, инструменталистов, певцов идирижеров. Наконец, если онбыл вобществе, что случалось нередко, наэтой странице перечисляются поименно все присутствовавшие.

Суждения Рихтера омузыкальном мире имузыкантах отличаются порою крайней язвительностью, производящей тем более сильное впечатление, что выражены кратко ибез обиняков. Пустьже те, кого они могут задеть, примут вовнимание, что убийственный юмор Рихтера, его горячность вкритических оценках стольже свойственны ему, как ивосторженность, иобращены прежде всего против самого себя.

Вполне вероятно, что вокончательной редакции ясделал упор наэпизодах, которые показалисьбы Рихтеру малозначительными (сколько раз онсосмехом говорил, окончив рассказ окаком-нибудь забавном происшествии: «Ноэто все вздор, кмузыке это неимеет никакого отношения!»). Норазве неотвечал онвлучшем случае достаточно бегло навопросы, которые казались мне ввысшей степени важными? Инеследуетли видеть вэтом взаимообогащении мыслями одно изистинных наслаждений, доставляемых такого рода игрой между «я» и«ты»? Какбы тонибыло, яутверждаю, что ничего неприсочинил, ивтом, что касается конечного результата, яглубоко убежден, как это ниудивительно, что нинайоту непогрешил против Рихтера.

Сэкрана улыбались полные неизбывной печали глаза Рихтера, азаэкраном звучали двойные восьмые похоронного баса, которые Шуберт ввел дополнительно вкоду второй темы вкачестве аккомпанемента невыразимой тоске главной темы, затем шел крупным планом Рихтер, исполнявший эту сонату наконцерте двадцатишестилетней давности.

Эпизод был волнующий, нолишний, ияубрал его изокончательного варианта фильма, ибо небыло нужды пояснять, как яипублика признательны ему завсе, чем онодарил нас.

Страницы: 1 2 3 


Подробно о музыке:

Боттезини — композитор и дирежер
Вклад композитора Боттезини значителен не только в области виртуоз-ных произведений, но и в других жанрах. Говоря про его оперное наследие следует отметить, что в то время на-бирает силу музыкальная драма, которую наиболее значительно воплотил вели-кий оперный композитор Джузеппе Верди. Боттезини ...

Психологические трудности выступления на сцене и критерий оценки
Мастерство музыканта - педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Этому может способствовать атмосфера творчества, взаимопонимания, доброжелательности, которую необходимо создать у себя ...

Гитара в XVIII веке
Гитара в XVIII веке В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти. В практике гитарной композиции и игры складыва ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru