Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Статьи о музыке » Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара

Страница 1

Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения определенных стихир в праздники по крюкам. Чаще всего это славники — на "Господи воззвах", стиховне, хвалитнах, стихира по 50-м псалме. Тропари и кондаки великим праздникам в старообрядческих храмах также, как правило, поют по крюкам, а в иные дни — речитативом, допевая последние слова текстов, или просто читают. В общинах же с низкой крюковой грамотностью тропари с кондаками только читают. В южных приходах, в Вилково и Куничах, их поют на глас. В российских приходах такая традиция отсутствует.

Ирмосы великим праздникам поются по крюкам. В местах, где крюков не знают, ирмосы читают. Исполнение песнопения по крюкам в большие праздники является важным показателем профессионального уровня хора. В старообрядческих приходах не бывает спевок (в советское время они были запрещены). Поэтому хор поет на службе как бы "с листа", в чем и проявляются, соответственно, его достоинства либо недостатки. На Литургии псалмы "Благослови душе моя Господа", "Хвали душе моя Господа" исполняются на глас. Опять-таки в одних общинах, где имеются грамотные певцы, напев гласа согласно Уставу меняется в зависимости от седмицы, то есть недели. В других общинах их поют лишь на некоторые гласы или вообще на один глас. В южных приходах названные псалмы вообще принято читать. Большую часть песнопений Литургии, особенно начиная с Херувимской песни, включая Евхаристическую часть, исполняют, как правило, по крюкам.

Наконец, определенную часть годового репертуара в каждом храме поют "по напевке", "напевом", "на память", "по погласке" и т. д. Из всех старообрядческих общин только некрасовцы, живя в Турции, не знали этих терминов и лишь по возвращении на Родину сразу поняли и приняли их. Исполнение по "напевке" включает как зафиксированные, так и незафиксированные в письменных источниках песнопения. На богослужениях они звучат по устным версиям, сложившимся в общинах. Данные образцы составляют отдельный пласт певческой культуры старообрядцев.

Кроме этого, в ряде общин есть сложившиеся традиции исполнять некоторые песнопения тем или иным роспевом, на определенный глас, петь или читать его. Образцом в этом отношении можно считать Рогожскую общину, где существует стройная система исполнения песнопений (см. [16]). В целом в российских общинах 33-й псалом "Благословлю Господа на всякое время" на Литургии принято читать, а в Добрянке и южных приходах (в Новопокровском, у некрасовцев, в Вилкове, Куничах) его поют на 7-й глас. В Вилково в праздники этот псалом исполняется на 6-й глас на подобен "Ангельские силы". Песнопение "Воскресение Христово видевше" в большинстве приходов поют речитативом, а в Грачах, Вилково — на 7-й глас. Песнопение "Единородный Сын" в российских, юго-западных приходах исполняется "напевкой", а в Вилково, Новопокровском, а также, по словам верующих, в Румынии — демественным роспевом. Херувимскую песнь в Стрельниково по воскресным дням поют демественным роспевом, а в праздники — иргизским. "Отче наш" в одних местах звучит только на глас, в других — знаменным роспевом 5-го и 6-го гласов (отец Евгений Бобков считал, что на праздничном богослужении "Отче наш" должно исполняться только речитативом). В южных приходах на всенощной хвалитные стихи любят петь, а в российских их чаще читают. На ексапсалмах первые стихи "Слава в вышних Богу" в южных приходах поют, а в российских — читают. После того, как в конце 1980-х годов митрополит Алимпий стал объезжать приходы, сопровождающие его стихарные услышали пение данных стихов и эту традицию стали вводить и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Стрельникове. В Иванове, как говорилось выше, на всенощной последний антифон 4-го гласа "От юности моея" исполнялся демественным роспевом. В Стрельниково в праздник апостолов Петра и Павла на сложившийся устно в общине напев исполняют запевы к тропарям канона "Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас". В Клинцах существовала традиция целиком петь канон Преображению. Некрасовцы до сих пор исполняют кафизмы напевом новгородского распевщика XVI века Маркела Безбородого. Проживая изолированно в Турции, они сохранили эту традицию, в отличие от большинства белокриницких общин, которые на протяжении XX века забыли ее (жива она и у беспоповцев).

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Великий гимн А. Александрова
В 1943 г. во время Великой Отечественной войны советское руководство в лице И. Сталина решило создать гимн СССР. Это было время духовного прозрения и великого единения советских людей во имя Победы. Символами военной эпохи стали песня «Священная война» А. Александрова и Седьмая симфония Д. Шостаков ...

В. Высоцкий - Он был чистого слога слуга...
Братские могилы На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают- К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче - гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы - Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне - видишь ...

Игорь Шкляревский, критик
С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки - В тайге мороженого нам не подают. Не будем обращать внимание на такие мелочи, как "жуем мороженое", "без остановки", "не подают". В песне Серега погибает. Он - лет ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru