О темпе Богослужения

Страница 2

В целом же более медленное исполнение песнопений принято в общинах в Стрельниково и Костроме, Дворищах (Костромская область), в Иваново (кроме песнопений, поющихся по устным версиям, которые почему-то звучат у них очень быстро), Вилково, Куничах, Новозыбкове, Новосибирске, Новопокровском. В Москве же, Гомеле, Нижнем Новгороде и у некрасовцев богослужение и соответственно пение в храмах идет в более быстром темпе.

Здесь нужно уточнить, что на самом богослужении темп определяется в первую очередь функциональным назначением пения — донести текст молитвословий до верующих. Кроме того, существуют песнопения, сопровождающие определенные ритуалы и звучащие во время совершения некоторых священнодействий. Так, на всенощной псалом "Благослови, душе моя, Господа" поется во время каждения священником храма. Пение и чтение псалма должно длиться столько времени, сколько необходимо священнику, чтобы пройти с кадилом всю церковь и вернуться в алтарь. На Литургии, во время Евхаристии, песнопения должны звучать столько времени, сколько нужно священнику для вычитывания полагающихся в этот момент молитв. На Литургии Василия Великого, из-за большего объема молитвословий на Евхаристии, соответственно, песнопения исполняются еще медленнее. Мелизматического склада причастны должны петься так, чтобы священник мог в алтаре причаститься. Во время пения Херувимской песни, которую старообрядцы исполняют у амвона, священник должен успеть прочитать все полагающиеся молитвы и выйти на Великий вход. Хористы по время пения следят за действиями священника. В Уставе относительно данного песнопения есть даже указание — петь "со вниманием".

Когда же клирошане исполняют стихиры на "Господи воззвах", на стиховне на глас, силлабическим стилем, то, естественно, темп ускоряется. При выходе на литию певцы запевают стихиру, посвященную храму. Как правило, они знают ее наизусть, поют медленно, так как все вслед за священником идут в притвор храма.

На каноне, под великие праздники, ирмос 9-й песни священник запевает в алтаре, за закрытыми дверями. Чтобы его было слышно, он делает это погромче, поторжественнее, то есть помедленнее. Соответственно, медленнее поют ирмос хористы. Верующие в этот момент вновь зажигают свечи. Ирмосы предшествующих песен, которые клироса исполняют поочередно, звучат несколько быстрее, нежели на катавасии, когда их поет хор в полном составе (двумя клиросами).

Темп песнопения "Святый Боже" большого знаменного роспева диктуется тем, что он сопровождает ритуалы — вынос Креста, шествие с Плащаницей. В Рогожской общине Плащаницу вокруг храма несут, по установившейся традиции, под пение стихиры 5-го гласа "Приидите, ублажим Иосифа". Так как московский храм — большой по своим размерам, шествие продолжается долго. Стихиру в данном случае исполняют следующим образом: пропевают фрагмент, затем делают паузу, идут молча, — потом еще поют фрагмент. В тот момент, когда процессия возвращается в храм, стихира звучит на словах "покланяемся страстем Твоим, Христе". И все верующие делают земные поклоны.

На темп влияет и категория службы (рядовая, праздничная, великопостная); при этом существенно, кто совершает богослужение (один священник, архиерей, или это вообще соборное служение с хиротонией) и т. д. Свои коррективы вносят в богослужение традиции общины. Зависят они от состава хора (смешанного или чисто мужского), возраста певцов (молодые любят петь быстрее, как, например, в Нижнем Новгороде или Гомеле), географического положения общины (на севере вообще поют медленнее), местонахождения прихода — в городе или в селе (в городских храмах есть тенденция петь быстрее), наконец, от руководителей хора. Со всем этим не надо путать тот реальный случай, о котором рассказал Федор Иоакимович Изотов из Вилково, приводя в пример просьбу митрополита убыстрить, "немножко сжать" пение. Традицию же общины характеризуют типичные, устоявшиеся особенности, а не случайности, исключения.

В отдельно взятой общине различные песнопения воспроизводятся тоже по-разному. У казаков-некрасовцев поют быстро, почти скороговоркой: "Верую", Великое славословие, стихиры на глас. Очень быстро читают. А песнопения мелизматического склада, наоборот, выпеваются медленно. На Литургии, в момент, когда священник причащается, должны исполняться сложные в мелодическом отношении причастны. Казаки не знают их напевов и пропевают почти речитативом. В оставшееся время у них принято петь литийную Богородичную стихиру.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

А.Н.Скрябин Черты стиля
В русской музыке начала XX столетия Александр Николаевич Скрябин занимает особое место. Даже среди многих звезд "серебряного века" его фигура выделяется ореолом уникальности. Мало кто из художников оставил после себя столько неразрешимых загадок, мало кому удалось за сравнительно недолгую ...

Ветви Х
1. Грандж. Стиль музыки и поведения, расцветавший в начале 90-х в Сиэтле. Внешне проявлялся в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые военн ...

Techno Step
Одно из самых интересных и громоздких в плане звучания направлений - Techno Step. Звук уже не такой дикий, но в тоже время как можно одомашнить звук технического орудия. Орудия, с одной стороны, созданного для облегчения человеку его участи, а с другой.… Да, с другой перспектива занятная. Еще неизв ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru