Великий гимн А. Александрова

Страница 2

Тем не менее в 1944 г. Советская Россия обрела свой государственный гимн. «Союз нерушимый» исполнялся в этом качестве на всех официальных церемониях почти 50 лет. По радио его звуками начинался и заканчивался каждый день. С ним под бой курантов встречали Новый год. Он звучал на официальных церемониях встреч и проводов иностранных гостей. Под торжественную музыку А. Александрова советские спортсмены получали свои награды. Гимн исполняли на праздничных парадах в сопровождении орудийных залпов. Причем его обычно играли без слов, в оркестровом варианте. Прекрасная музыка способствовала большой популярности гимна в народе.

Его популярность оказалась настолько велика, что случилось небывалое в истории России. После развала СССР на рубеже 80-90-х гг. и радикального политического переустройства страны гимн А. Александрова после семилетнего перерыва, перешагнув через целую эпоху, вновь стал официальным гимном возрожденной России с новыми словами С. Михалкова. Как это случилось?

В 2000 г. вопрос о гимне был обсужден на Госсовете под председательством Президента РФ В. Путина. В процессе ознакомления с различными вариантами Госсовет пришел к выводу о том, чтобы восстановить музыку А. Александрова с новым словесным текстом в качестве гимна России. Указом Президента России от 30 декабря 2000 г. был утвержден новый текст Государственного гимна Российской Федерации, написанный поэтом Сергеем Михалковым.

Удивительная жизнеспособность музыки А. Александрова заставляет внимательнее присмотреться к личности и творчеству выдающегося русского композитора и генерала. При знакомстве с жизнью этого замечательного человека в глаза бросается сходство его личных качеств и дарований с талантами авторов гимнов из предшествующих эпох. Снова уже в ХХ в. перед нами человек, связанный с богослужебным пением: замечательный певчий и регент (конечно, на советской военной службе это не афишировалось). Снова талантливый композитор и, одновременно, военный дирижер .

Из статьи А. Компанейца узнаем, что А. Александров родился под Рязанью. Воспитывался в благочестивой, православной крестьянской семье. С детства его готовили к богослужебному поприщу. Поскольку Александр обладал абсолютным слухом и удивительным по тембру серебристым голосом, родители прочили ему будущее церковного певчего. В девять лет отец отдал его в хор мальчиков при Казанском соборе Санкт-Петербурга, а затем Саша, благодаря своим выдающимся способностям, стал певчим Придворной певческой капеллы.

Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, заметив выдающиеся данные юного хориста, принял участие в его судьбе. Он обучил его музыкальным дисциплинам по специальной программе, а затем сам же принял у него экзамен в Петербургскую Консерваторию, где юный Саша занимался у А. Глазунова и А. Лядова. А завершал учебу он уже в Московской Консерватории (1913 г.) по классу сочинения у С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова с дипломной работой опера «Русалка» по Пушкину. Одновременно Александр работал регентом в различных церквах, руководил синодальным хором в Москве.

Даже из краткого знакомства с жизнью А. Александрова становится ясно, что он был человеком, объединяющим в себе достоинства высокой духовности, музыкального профессионализма и воинского служения. В новых исторических условиях Социалистической России дарования А. Александрова удивительно напоминают творческий облик других авторов российских гимнов из предшествующих эпох. То же доскональное знание богослужебной гимнодии и исполнительское дарование, что и у Д. Бортнянского, А. Львова. Замечательные дирижерские качества в области военной музыки, как у О. Козловского и А. Львова. Создается впечатление, что это все люди одного круга, несмотря на разделяющее их время. Как же эти свойства личности А. Александрова отразились в его гимне? Здесь, наряду с вышеизложенными жанровыми истоками (массовая песня, марш), стоит остановиться еще на одном: на жанре духовного песнопения, воплощенном в гимне.

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Музыкальная панорама стран Латинской Америки: Эйтор Вилла-Лобос
Музыка стран Латинской Америки совершенно непохожа на музыку остальных стран. Латиноамериканская музыка отличается своим многообразием стилей, многогранностью, потрясающим слушателя колоритом, необычайно романтическим содержанием песен. Латиноамериканская музыка формировалась на фоне смешения неско ...

Иностранцы о колокольном звоне в Москве
Неоценимые свидетельства о колокольном звоне в Москве дают описания, сделанные иностранцами. Посетившие русскую столицу либо в качестве гостей, либо как представители враждебного лагеря, иностранцы оставляли описания колоколов и звонов. Важным историческим документом эпохи Смутного времени явился д ...

Понятие красоты
(…) Так будь же зеркалом у Бога, И, очищаясь, отражай. Иначе — Красоту не трогай, Не создавай — не искажай.12 Вот мы уже неоднократно упоминали красоту как критерий качества и совершенства. Что говорит о красоте богооткровенная вера? Красота — одно из имен Бога. Христианское понимание красоты затми ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru