Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения

Статьи о музыке » Авторская песня как предмет литературоведческого, лингвистического и междисциплинарного изучения

Страница 5

Доказательно прояснены в работе И.А.Соколовой и связи авторской песни с "нетрадиционным" фольклором: с неофициальной культурой дворовых, блатных, лагерных песен, типологически близких бардовской поэзии демократизмом, развитым личностным началом и неподцезурным духом. В виде одной из иллюстраций подобного сопряжения могут быть рассмотрены случаи пародийного использования жанровых элементов блатной песни в раннем творчестве В.Высоцкого. В качестве непосредственной творческой "колыбели" для целого ряда бардов показаны и "кружковые" песни в двух своих разновидностях – песни студенческие и "кухонные" – "песни компании, интеллигентного круга людей" [30] . Проведенный анализ этих традиций, особенно активизировавшихся в послевоенные и "оттепельные" годы, позволяет убедительно выявить их присутствие и оригинальную трансформацию в стихах-песнях Б.Окуджавы и Ю.Кукина, А.Городницкого и Ю.Визбора, В.Высоцкого и Ю.Кима…

Предложенное И.А.Соколовой системное теоретическое описание многоразличных истоков бардовской поэзии несомненно нуждается в историко-литературном обосновании и уточнении, с опорой уже на индивидуальные художественные миры поэтов-бардов. Пока подобное масштабное исследование проведено в отношении творчества Б.Окуджавы – в диссертации Р.Ш.Абельской [31] , выводы которой могут иметь методологическое значение как для осмысления эстетики бардовской поэзии вообще, так и для изучения творчества конкретных авторов.

Рассматривая в качестве истоков окуджавской поэтики фольклорные и полуфольклорные поэтико-музыкальные жанры (советская песня, бытовой романс, городской фольклор, блатная песня, жанры традиционного фольклора и др.), выявляя поля взаимодействия фольклорной и литературной составляющих данной поэтики, грани между высокой поэзией и ее фольклорным, "площадным" переигрыванием, Р.Ш.Абельская формулирует суть культурной роли Б.Окуджавы-поэта, смысл которой – в своеобразной медиации: между высокой поэзией и низовым фольклором, между различными литературными и культурными эпохами. Нам представляется, что подобная медиация, а также синтез различных жанровых прообразов (песенных, поэтических, фольклорных) могут быть осознаны как типологические константы искусства авторской песни в целом.

Не менее значимо, что в результате многоплановых наблюдений над образным миром, жанровой системой, стилистикой, метроритмическим уровнем поэзии Окуджавы автор работы устанавливает, что элементы "песенности", черты музыкальной поэтики присутствуют не только в стихах-песнях, но и в обычной лирике Окуджавы, вовсе не предназначавшейся для песенного исполнения. Этот глубоко аргументированный в работе вывод дает одно из оснований для разговора об эстетической общности текстов поэтов-бардов, которая не сводится лишь к факту песенного озвучивания поэтических произведений. Данный тезис подкрепляется также в исследовании Р.Ш.Абельской изучением структуры стиха в песенной поэзии и суждением о том, что "специфика песенных стихов не может быть описана в рамках только силлабо-тонической теории стихосложения" [32] .

Актуальным и далеко не в полной мере осмысленным остается в работах об авторской песне вопрос о ее внутренней типологии и жанровой системе.

В ряде аналитических выступлений самих поэтов-бардов, обращенных к постижению эстетики авторской песни, создавались первые предпосылки для внутренней жанрово-стилевой дифференциации данного поэтического явления. Ю.Визбор в заметке "Нераздельность музыки, текста и исполнения" (1967) выделил ключевые как проблемно-тематические, так и жанровые направления развития бардовской поэзии в творчестве конкретных авторов: "Творчество поэтов-певцов включает в себя воспоминания военных лет Булата Окуджавы, сатирические зарисовки Александра Галича, романтические песни-сказки Новеллы Матвеевой, мудрые исповеди Юрия Кукина, песни-настроения Евгения Клячкина, гражданские песни Александра Дулова, антивоенные песни Владимира Высоцкого, лирику Ады Якушевой…" [33] . Здесь намечается важнейшее и для современного исследования авторской песни рассмотрение сложного, менявшегося во времени соотношения между двумя ее содержательными и стилевыми доминантами – лирико-романтической, исповедально-элегической – и балладно-трагедийной, сатирической, основанной на разработанной персонажной сфере и драматургичной сюжетной динамике. Подобная дифференциация просматривается и в суждениях А.Городницкого о творчестве различных бардов: "В отличие от лирических песенных монологов Б.Окуджавы, песни А.Галича, почти всегда персонифицированные, имели острый драматургический театральный сюжет…" [34] .

Начальные попытки научной типологии бардовской поэзии стали предприниматься уже в первых работах, посвященных этому материалу. Так, в монографии Ю.А.Андреева предлагается выделение "первого ряда" среди поющих поэтов, в который включается главным образом творчество Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Галича и отчасти некоторых других авторов – тех, "кто задал еще в 50-70-е годы эталонный уровень авторской песни" [35] . Целостной типологии явления здесь пока не создается, но в качестве ее предпосылки разграничиваются "лирическая ветвь" авторской песни, ассоциирующаяся прежде всего с песенной поэзией Б.Окуджавы; "феномен публицистической песни", связанный с сатирическим творчеством А.Галича, а также особое направление "женской лирики в авторской песне" (Н.Матвеева, А.Якушева, В.Долина и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Подробно о музыке:

Рок 80-х
Распад «Секс Пистолз» а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили длившийся больше двадцати лет конец эры Классического рок-н-ролла. Далее начиналась новая эра. В разных концах Великобритании несколько молодых людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец ...

Broken bones
Broken bones Эта банда из Сток-он-Трента появилась на свет в 1983 году, когда панк если еще не был мертв, то, по крайней мере, уже умирал. Замутил сей проект гитарист Энтони Робертс по прозвищу "Боунс" спустя несколько месяцев после ухода из "Discharge". На бас он подписал свое ...

Backstreet Boys
Backstreet B oys Состав: Брайан Литтрелл Эй Джей Мак-Лин Ник Картер Хоуи Дороф Кевин Ричардсон Место проживания: Орландо, штат Флорида, США Фирма звукозаписи: Jive Основана: 1993 Познакомьтесь: новые New Kids on the Block. Точно такие же, как и старые New Kids on the Block? И да, и нет ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru