Рашид Бейбутов

Статьи о музыке » Рашид Бейбутов

Страница 5

Отказывается Бейбутов и от большого оркестра. На сцене всего семь музыкантов. Это Рафик Бабаев, композитор, создатель оркестра и автор многих исполняемых вещей, а также всех аранжировок, его руку трудно не узнать в музыкальном почерке спектакля; Тофик Шабанов - все виды саксофона, кларнет, национальные духовые, тар, гармонь, орган, электрогитара; Чингиз Топчибашев - бас-труба, тромбон, национальные струнные. Справа на сцене - Михаил Петросов - ударные. На одной линии с ним - Ровшан Рзаев, пианист и виброфонист, от которого идут две длинные волны звука. И, наконец, солист на гитаре Юрий Сардаров. "Театр песни" Бейбутова исключительно мобилен, легок на подъем. Оказалось, что лучшие качества современной эстрадной песни - одухотворенность, высокая экспрессия исполнения, импровизационность, демократизм - нисколько не противоречат фольклорным традициям. И когда в исполнении Рашида Бейбутова народная песня становится эстрадной, а эстрадная - народной, это не кажется парадоксом. Но при этом Бейбутов, конечно, далек от той неоправданной модернизации фольклорных песен, которая находит место на эстраде. Ему свойственно на редкость бережное отношение к народной песне. Он сам прекрасно сказал об этом в газете "Бакинский рабочий" (1961 год, 1 ноября): "Как драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани". Думается, что эти слова можно отнести ко всему многообразному творчеству Бейбутова. В нем сочетаются черты исполнителя народных песен, эстрадного артиста, камерного певца и солиста оперы. В своем исполнении он не столько стремится к вокальной виртуозности, хотя его лирический тенор очень красив и интонирование поражает чистотой и точностью, сколько к правдивой передаче эмоций. Артист знает секрет владения вниманием слушателя. И неважно, что он поет - народную песню, романс, оперную арию или эстрадную песню, - слушателя завораживает его искусство, у каждого возникает такое ощущение, что артист поет только для него, именно его делает соучастником вдохновенного творческого процесса.

Продолжая традиции народных певцов Азербайджана, Бейбутов прекрасно владеет даром импровизации. Чутко прислушиваясь к публике, он всегда умеет найти нужные смысловые и мелодические акценты, новый жест, новую интонацию, которые заставляют звучать по-новому уже знакомую песню. Бейбутов смело вносит изменения в нотный текст, особенно во вступлении и в концовке. Но эти изменения никогда не затрагивают ни гармонической, ни ладово-интонационной структуры мелодии. Так, он может неожиданно начать песню с традиционной азербайджанской мугамной1 импровизации, которая носит характер своеобразного лирико-повествовательного зачина. В каденции2 песни он часто использует изысканные красивые юбиляции3 в высоком регистре. Но все эти приемы не самоцель - они служат более полному раскрытию смыслового и образного строя песни, помогают с еще большей яркостью подать ее художественное содержание. Песенный репертуар певца необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимают произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова) и "Алагез" на стихи З. Джаббар-Заде (русский текст М. Матусовского), "Севгилим" Р. Гаджиева на стихи Э. Алий-бейли. Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Э. Колмановского на стихи К. Ваншенкина. Но какое произведение ни пел бы артист - песни народов мира или песни своего родного Азербайджана, эстрадные песни русских советских композиторов или песни композиторов братских республик - любое звучит у него по-особому, по-бейбутовски. Его не спутаешь ни с каким другим исполнителем. Самобытная одаренность, годы неустанного труда создали его собственную неподражаемую манеру пения. Родина высоко оценила творческую деятельность Рашида Бейбутова. Он народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина. Видный азербайджанский музыковед Э. Абасова пишет: "Рашид Бейбутов прошел большой творческий путь, не изжив себя. Певца по-прежнему слушают с большим удовольствием и те, кто слышал его много раз, и те, кто впервые знакомится с его искусством. Бейбутов стоит в первых рядах тех, кот умножает вклад Азербайджана в развитие советской музыкальной культуры, кто способствует самому широкому признанию азербайджанской музыки".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подробно о музыке:

Детство и первое путешествие
«Маленький волшебник», которым любовалась и восхищалась вся Европа, Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Мо­царта. Его отец, родом из Аугсбурга, происходил из семьи простых ремесленников-переплетчи ...

Виуэла
Vihuela / Виуэла (вихуэла или вигуэла в старой транскрипции) - испанский щипковый инструмент, близкий к гитаре и имевший пять (иногда семь - см. Бермудо) двойных и одну одинарную струну, на которой исполняли мелодию. Внешне от гитары виуэла отличалась более узким корпусом и выпуклой нижней декой, ...

Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичасный Октет для ду ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru