Леош Яначек (1854-1928)

Чешский композитор Леош Яначек в основу своей оригинальной музыки положил песни своей родины. Его короткие повторяющиеся ритмичные мелодии ближе по духу к музыке Бартока, нежели его современников. Соединение этого дара создавать мелодии, несравненного чувства оркестра и чутья драматурга позволяют Яначеку чувствовать себя в оперном театре, как в родном доме. Его наиболее часто исполняемые оперы— "Енуфа" и "Катя Кабанова" — являются трагедиями. Но ему давались также изящные, наполненные искрометной фантазией произведения. "Лисичка-плутовка", исполненная впервые в 1924 году, представляет собой сказочную оперу, в которой люди и животные общаются на равных. Это, должно быть, единственная опера, в основе которой лежит серия карикатурных рисунков животных. Музыкальная драматургия этой оперы такова, что персонажи-люди, например, Парсон, пьют, курят и играют в карты, а животные тем временем живут своей жизнью на залитых солнцем лесных полянах. И то, что Шарпирс, героиня-лисичка, была застрелена браконьером, еще не означает конца истории. В финальной сцене маленький лисенок, полностью повторяющий Шарпирс, олицетворяет собой возрождающуюся природу.

Опера никогда не может быть гиперреалистичной, разве лишь в общем смысле. Понятно, что в реальной жизни никто в момент смерти не поет. Фантазия и игра всегда были одними из самых привлекательных сторон в музыкальной драматургии оперы. Уже в преклонном возрасте, после прежних мрачноватых опер, Яначек вдруг обратился к чистой фантазии в своей "Лисичке-плутовке". Нечто подобное произошло с Рихардом Штраусом. От бурных страстей своих первых опер он перешел к легкой комической опере "Кавалер роз", местом действия которой является Вена XVIII века, какой ее видит в своем воображении композитор.

Дебюсси в своем единственном оперном шедевре "Пеллеас и Мелизанда" оставляет мир реализма и рисует нам мир мерцающий, подобный сну, где все необъяснимо и где герои живут, любят и умирают подобно привидениям, двигающимся под водой.


Подробно о музыке:

Синтезатор - Workstation Ensoniq TS 10 (12) и его проблемы
Синтезатор - Workstation Ensoniq TS-10(12) сейчас уже можно назвать устаревшей моделью, но поскольку до сих пор многие музыканты его используют, я хочу предложить несколько вариантов решения проблем, возникающих при работе с ним. Особенно это важно для тех, у кого, кроме "Энсоника", друг ...

Струнные инструменты в Европе XV - XVII века
Пятнадцатое столетие в Европе характеризует переломный момент в истории её культуры, а открытие пути в Новый Свет на исходе века сильно отразилось на многих сторонах бытия Старого Света. Виновница этих событий - Испания заняла первенствующее положение на мировой арене, но век её триумфа был недоло ...

Бетховен и жизнеощущение классицизма
Тайна прекрасной формы (На примере медленной части Четвертой фортепианной сонаты) Для наших бесед я избрал жанр целостного анализа конкретных произведений. Почему не лекций? — Так мы быстрее придем к идеалу знания, как живого умного видения. Высокие идеи должны просиять в родном для них материале ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru