Леош Яначек (1854-1928)

Чешский композитор Леош Яначек в основу своей оригинальной музыки положил песни своей родины. Его короткие повторяющиеся ритмичные мелодии ближе по духу к музыке Бартока, нежели его современников. Соединение этого дара создавать мелодии, несравненного чувства оркестра и чутья драматурга позволяют Яначеку чувствовать себя в оперном театре, как в родном доме. Его наиболее часто исполняемые оперы— "Енуфа" и "Катя Кабанова" — являются трагедиями. Но ему давались также изящные, наполненные искрометной фантазией произведения. "Лисичка-плутовка", исполненная впервые в 1924 году, представляет собой сказочную оперу, в которой люди и животные общаются на равных. Это, должно быть, единственная опера, в основе которой лежит серия карикатурных рисунков животных. Музыкальная драматургия этой оперы такова, что персонажи-люди, например, Парсон, пьют, курят и играют в карты, а животные тем временем живут своей жизнью на залитых солнцем лесных полянах. И то, что Шарпирс, героиня-лисичка, была застрелена браконьером, еще не означает конца истории. В финальной сцене маленький лисенок, полностью повторяющий Шарпирс, олицетворяет собой возрождающуюся природу.

Опера никогда не может быть гиперреалистичной, разве лишь в общем смысле. Понятно, что в реальной жизни никто в момент смерти не поет. Фантазия и игра всегда были одними из самых привлекательных сторон в музыкальной драматургии оперы. Уже в преклонном возрасте, после прежних мрачноватых опер, Яначек вдруг обратился к чистой фантазии в своей "Лисичке-плутовке". Нечто подобное произошло с Рихардом Штраусом. От бурных страстей своих первых опер он перешел к легкой комической опере "Кавалер роз", местом действия которой является Вена XVIII века, какой ее видит в своем воображении композитор.

Дебюсси в своем единственном оперном шедевре "Пеллеас и Мелизанда" оставляет мир реализма и рисует нам мир мерцающий, подобный сну, где все необъяснимо и где герои живут, любят и умирают подобно привидениям, двигающимся под водой.


Подробно о музыке:

Оперы Моцарта в контексте культуры его времени
Проблема семантики музыкального языка -- одна из наиболее сложных и в то же время актуальных в музыкознании. Особенно ответственно обращение к наследию композитора далекого прошлого, попытка представить себе, воссоздать его художественный мир. При этом неизбежно встает вопрос о восприятии произвед ...

Лютня
Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, кня ...

Музыкальный жанр как информационно-полевая категория
Отечественное музыкознание, благодаря трудам Б.Яворского, Б.Асафьева, В.Цуккермана, Л.Мазеля, А.Сохора, С.Скребкова, В.Бобровского, М.Арановского, В.Конен, М.Михайлова, И.Земцовского, О.Соколова вскрыло глубокие закономерности, присущие музыкальным жанрам. Развитию теоретических аспектов жанрообра ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru