Обучение детей хоровому пению в древней Руси

Статьи о музыке » История музыкального воспитания » Обучение детей хоровому пению в древней Руси

Хоровое пение на Руси издавна включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения.

В древнерусской былине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится:

Дала его учить грамоте.

Грамота ему в наук пошла.

Посадила его пером писать.

Письмо Василию в наук пошло.

Отдала она петью учить.

Петье Василию в наук пошло.

Обучение, как правило, начиналось с семи лет.

Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – “мастеров грамоты”. Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению.

Так, в открытой княгиней Анной Всеволдовной в Киеве в XI в. при Андреевском монастыре специальной женской школе обучали также пению. “Собраше, - говорится в летописи,- младых девиц (ок. 300) нетолико обучала их писанию, тако и ремеслам, пению, швению и иных полезным им ремеслам”. Это училище без сомнения было не единственным, т.к. иначе летопись об этом упомянула.

С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов.

Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, которые создавались религиозно-национальныыми организациями – братствами, ведшими активную борьбу против полонизации и окатоличения русского и близких народов. Братские школы – это целая эпоха в истории русского просвящения. Наряду с положительными сторонами общей учебной работы братские школы показывали высокие образцы музыкального воспитания, хорового пения. Статья 20 Устава Луцкой школы определяет основы обучения в школе: “Сперва научаются складывать буквы; потом обучаются грамматике; притом учатся церковному порядку, чтению, пению”.

Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах. Последнему уделено большое внимание в постановлениях Собора, собравшегося в 1551 году, изложенных в ста главах. “А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в великом Новгороде и по иным градам многие грамоте, писати и пети и чести учили, потому тогда и грамоте гораздых было много, но писцы и певцы и чтецы славные были по всей земле и до днесь”. Собор постановил организовать в домах священников и дьяков училища и обучать в них грамоте и церковному пению. “И те священники и диаконы и дияки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести”.

Обучение хоровому пению происходило не только в плане общеобразовательном, но и специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению. С другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство.

Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская придворная певчая капелла.

Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие).

Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.


Подробно о музыке:

“Пиковая дама”
Первый период творчества Чайковского длился с конца 1860-х годов до 1877 года, когда композитор сочинил "Евгения Онегина". Это замечательное произведение, одно из лучших созданий творческого гения Чайковского, было его пятой оперой. До "Онегина" он написал оперы "Воевода&q ...

Techno-Dub
Это направление часто ассоциируется с немецкими звукозаписывающими компаниями Force Inc/Mille Plateaux. Techno-Dub - минималистская форма Techno с выраженным влиянием Techno и Sub-Sonic Bass, которое пришло из классических записей. ...

Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бе ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru