С нач. 19 в. центром духовной музыки стала Придв. певч. капелла, позднее — также Синодальное уч-ще церк. пения. Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения и обработки (гармонизации) др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М. Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. По-тулов, Г.Ф.Львовский). К Ц. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. С. Аренский. Новаторскими произв. стали “Литургия” и “Всенощная” Чайковского—первые в рус. Ц. м. монументальные циклич. произв., отличающиеся единством стиля. В кон. 19 — нач. 20 вв. в творчестве А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина проявились новые принципы обработки старинных распевов. Их соч. приобрели черты, близкие рус. нар. многоголосию. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “Литургия Иоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова.
Подробно о музыке:
Джакомо Пуччини (1858-1924)
Чтобы написать три оперы, составляющие основу репертуара оперных театров мира — "Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй",— Джакомо Пуччини понадобилось всего лишь 8 лет.
В музыкальной драматургии этих произведений Пуччини своеобразно соединил веризм с романтизмом. Это п ...
Ольга Сергеева, журналистка
На концерте, посвященном 60-летию Юрия Иосифовича Визбора, конфликт между
поколением "отцов", романтиков 60-х, и "детей", скептиков 90-х, был
исчерпан. Все они плакали и смеялись над одним и тем же. Есть пророк в
своем отечестве. Просто он должен говорить правду. Всегда. ...
Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и те ...