История музыки

Статьи о музыке » История музыки

Страница 16

“Прелюды” – симфоническая поэма. Программой служит стихотворение Ламартина с одноименным названием – “Прелюды”. Смысл в том, что земная жизнь человека является лишь прелюдией к основной – небесной жизни. Человек проходит через жизнь, встречая радости и невзгоды, и уходит на небо. Лист выразил в поэме этапы земной жизни человека.

Морис Равель(1875—1937)

Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения ; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов — А: П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно М. П. Мусоргского (работал совместно с И. Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час» Равель , по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского).

Равель давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями. Во время 1-й мировой войны 1914—1918 вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля , в т. ч. фортепьянный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгепштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепьянную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность.

Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины 20 в., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции. В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920), а также Болеро (1928) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма 20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореография, симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912), Болеро, «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепьяно , 1911) и др., а также в таких произведениях , как Соната для скрипки и фортепьяно (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др. Творчество , открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в. В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум М. Равеля».

Сочинения:

оперы- Испанский час (L'heure espagnole, комическая опера, либретто М. Франк-Ноэна, 1907, поставлена 1911, театр "Опера комик", Париж), Дитя и волшебство (L'enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г. С. Колет, 1920-25, поставлена 1925, Монте-Карло);

балеты- Дафнис и Хлоя (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М. М. Фокина, 1907-12, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж), Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mire l'оуе, на основе фортепианных пьес того же названия, либретто P., поставлен 1912 "Театр искусств", Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепианного цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либретто P., 1911, поставлен 1912, театр "Шатле", Париж).

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Подробно о музыке:

Особенности постановки правой руки
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мы ...

Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов ХIХ – 10-х годов ХХ века
К проблеме "русского Вагнера Мощное воздействие вагнеровского гения на русскую художественную культуру конца ХIХ – начала ХХ века, во многом обусловленное столичными театральными премьерами всех опер немецкого композитора, неоспоримо. Первоначальное восприятие произведений Вагнера как "эк ...

Осмогласие
Основой древнерусского музыкального канона явилась система осмогласия (от слав. осмь — восемь). С помощью осмогласия устанавливался строгий порядок музыкального оформления службы. Гласы образовывали так называемый византийский столп — последовательное чередование восьми гласов в течение восьми неде ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru