Мусоргский написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.
Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада “Забытый” по картине Верещагина: Он смерть нашёл в краю чужом, В краю чужом, в бою с врагом. Но враг друзьями побеждён, Друзья ликуют . Только он На поле битвы позабыт, Один лежит . И между тем, как жадный вран, Пьёт кровь его из свежих ран И точит незакрытый глаз, Грозивший смертью в смерти час И насладившись, пьян и сыт, домой летит, Далёко там, в краю родном, Мать кормит сына под окном. "Агу, агу. Не плачь, сынок, Вернётся тятя - пирожок Тогда на радостях дружку Я испеку ." А тот забыт, один лежит .
В вокальном творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие (“Трепак”):
Лес да поляны, безлюдье кругом. Вьюга и плачет и стонет, Чуется, будто во мраке ночном, Злая, кого-то хоронит. Глядь, так и есть! В темноте мужика Смерть обнимает, ласкает, С пьяненьким пляшет вдвоём трепака, На ухо песнь напевает: "Ох, мужичок, старичок убогой, Пьян напился, поплёлся дорогой, А метель-то, ведьма, поднялась, взыграла, С поля в лес дремучий невзначай загнала.
Горем, тоской да нуждой томимый, Ляг, прикорни да усни, родимый! Я тебя, голубчик мой, снежком согрею, Вкруг тебя великую игру затею. Взбей-ко постель, ты, метель-лебёдка! Гей, начинай, запевай, погодка, Сказку да такую, чтоб всю ночь тянулась, Чтоб пьянчуге крепко под неё заснулось! Ой вы, леса, небеса да тучи, Темь, ветерок да снежок летучий, Свейтесь пеленою снежной, пуховою. Ею, как младенца, старичка прикрою.
Спи, мой дружок, мужичок счастливый, Лето пришло, расцвело! Над нивой Солнышко смеётся да серпы гуляют, Песенка несётся, голубки летают ." Каждый раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка обновляется.
Подробно о музыке:
Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры
Летописец Нестор в "Повести временных" лет описал состояние русских послов, находившихся в греческой церкви, такими словами: "И не свемы, на небе есмы были, ли на земли: несть бо на земли такого вида ли красоты такоя, и не доумеем бо сказати, токмо то вемы, яко онъде Богъ с человеки ...
Волны Мартено (Ondes Martenot)
Самый распространенный среди электронных музыкальных инструментов. Изобрел его, как можно догадаться некий Мартено аж в 1928 году. Звучание похоже на мягкий свист. Определенно есть что-то общее с сиреной. Его использовали в основном французы: Онеггер, Мессиан, Жоливе. ...
Леонид Борисович Коган
Леонид Борисович Коган /1924-1982/
Леонид Коган родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года. «Заниматься на скрипке я стал совершенно случайно, — рассказывал музыкант. — Мои родители не были музыкантами. Отец был фотографом, он играл на скрипке. В детстве она привлекала меня необычностью формы ...