Фрагменты урока
· Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас .
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.
Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)
· Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов.
Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
(Ответы детей)
· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.
· Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?
(Ответы детей)
· Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?
(Ответы детей)
· Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка.
Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то .
В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.
Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.
Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье.
Давайте послушаем это произведение ещё раз.
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
· А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.
«Пёстрый колпачок» муз.Г.Струве
сл.Н.Соловьёвой
Подробно о музыке:
Bread
Bread
"Bread" являлись одной из наиболее популярных поп-групп начала 70-х годов. В то время ансамбль выпустил вереницу успешных мелодичных софт-роковых синглов, автором которых являлся клавишник и вокалист Дэвид Гейтс (р. 11 декабря 1940, Оклахома). Продюсер и сессионный музыкант, в 1968 ...
Паузы
На конфигурации музыкально-ритмических рисунков способны оказывать самое существенное воздействие «умолкания» звучаний — паузы. Заполняя «проемы» между длительностями, они создают те особые фоновые прослойки, которыми оттеняется, рельефно подсвечивается множество метроритмических орнаментов (обыг ...
Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения
авторской песни
Общественное сознание постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные «представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то, что они отражают мнение общества, защищают е ...