Фрагменты урока
· Дети, все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас .
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
А внушали страх.
Вот с таким таинственным, загадочным существом мы с вами сегодня познакомимся. А расскажет нам о крошечном сказочном человечке музыка великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Ребята, а что вы знаете о гномах, как вы их себе представляете? В каких сказках живут гномы? (Ответы детей)
· Но герой пьесы «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники.
Однажды Модест Петрович Мусоргский был на выставке своего друга - художника Виктора Карловича Гартмана. Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки».На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга, и озорные невылупившие-ся птенцы. Музыка рисует нам старинный средневековый замок и богатырские ворота. Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов.
Послушайте эту пьесу и подумайте какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
(Ответы детей)
· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.
· Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?
(Ответы детей)
· Ребята, а образ гнома одинаков на протяжении всего произведения или меняется?
(Ответы детей)
· Да, ребята. Если вначале произведения Мусоргский использует в пьесе «ковыляющие», коротенькие музыкальные фразы, которые сменяет затем одна длинная тянущаяся нота: остановка.
Но вот снова та же «ковыляющая» фраза, только играется она немного медленнее и тише - словно гном засомневался, заосторожничал, прислушался к чему-то .
В финале - трагический вопль души, взрыв отчаяния, кажется, что гном плачет.
Последняя фраза налетает на нас как ураган и уносит печаль и горести гнома.
Отзвучала музыка, и мы вместе с гномом словно прошли весь его путь по лесным кочкам, через колоды и валежник - туда, где сияет солнце и очень хочется верить, что этому маленькому несчастному гномику улыбается счастье.
Давайте послушаем это произведение ещё раз.
Звучит «Гном» М.П.Мусоргского.
· А сейчас, чтобы лучше подружиться с гномом давайте споём о нём песенку.
«Пёстрый колпачок» муз.Г.Струве
сл.Н.Соловьёвой
Подробно о музыке:
Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения
авторской песни
Общественное сознание постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные «представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то, что они отражают мнение общества, защищают е ...
Основы канона древнерусского певческого искусства
Средневековое певческое искусство на Руси было каноничным1. Основой древнерусского музыкального канона послужили канон византийской музыкальной культуры и его эстетика, определившие главные свойства древнерусского певческого искусства. По представлениям ранневизантийских философов, музыка — это гл ...
Генрих Густавович Нейгауз
Генрих Густавович Нейгауз /1888 —1964/
Генрих Густавович Нейгауз родился 12 апреля 1888 года на Украине, в городе Елисаветград. Его родителями были известные в городе музыканты-педагоги, основавшие там музыкальную школу. Дядей Генриха по материнской линии был замечательный русский пианист, дириже ...