Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились родовые отношения и их пережитки. В наибольшей степени это проявилось в организации и проведении свадеб. Характерным для чувашей были сроки празднеств – весеннее время, после сева яровых, когда земля должна была находиться в покое, а люди могли отдыхать от полевых работ.
У чувашей были распространены три формы заключения брака:
1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни);
2) свадьба «уходом» (хěр тухса кайни);
3) похищение невесты, часто с ее согласия (хěр вăрлани).
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней; ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хěр йěрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом- солью и пивом. После старшего из дружек (мăн кěрÿ) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. На следующий день поезд жениха отъезжал. Невеста ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены. Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
Родильный обряд у чувашей был обставлен элементами магии: детям на шею либо на одежду вешали различные амулеты, бабка-повитуха, принимавшая роды, действовала с помощью различных заговоров. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище, у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.
В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.
Похоронный обряд, типично христианский, имел некоторые языческие традиции: исходя из представлений загробной жизни, чуваши вместе с покойным клали в гроб предметы, которые могли пригодиться в потусторонней жизни. Обычно на могиле устанавливали крест, но иногда ставили столбы с семейной тамгой и грубо вырезанными на вершине изображением человеческого лица (юпа).
Определенное своеобразие семейному и общественному быту чувашей придавало соблюдение различных обрядов, связанных с их религиозными представлениями. Так, веря в очистительную силу огня, чуваши совершали специальные обряды перенесения огня из старого жилища в новое, особенно при зажигании первого огня в доме, построенном для молодой семьи. Почитали «хозяина дома» – «хĕрт çурт», - и «хозяина двора» – «карта пуçě» – духов хранителей жилища и хозяйства.
Все перечисленные выше праздники и обряды имели свой круг песен, то есть большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни так и называются обрядовыми.
Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем:
|
Календарные события |
Жанры |
|
Мăнкун — праздник весеннего равноденствия, обряды поминовения |
мăнкун юррисем |
|
сěрен — очистительный обряд |
сěрен юррисем |
|
уяв (çинçе) – праздник созревания растительности, хороводы и игры |
уяв (вăйă) юррисем |
|
Çимěк — летние поминовения (молодежь водит хороводы) |
çимěк юррисем |
|
утă çийě — сенокос |
утăçи юррисем |
|
кěрхи сăра — обряды освящения нового урожая |
кěрхи сăра юррисем, кěреке юррисем |
|
юпа ирттерни—осенние поминки |
юпа юррисем |
|
улах — зимние посиделки |
улах юррисем |
|
хěр сăри, кăшарни — зимние праздники молодежи |
хěр сăри юррисем, кăшарни юррисем |
|
Сурхури, нартукан — праздники в дни зимнего солнцеворота |
сурхури (нартукан) юррисем |
|
Çăварни — проводы зимы, масленица |
çăварни юррисем |
Подробно о музыке:
Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разно ...
С.Кирюшина, служащая
У меня в тот вечер настроение было ужасное: устала, измучилась сомнениями
по разным личным и не личным поводам. Кого ни спрошу - как, мол, быть, - в
ответ слышу безучастное: "Плюнь, перемелется!" А тут с экрана живой
Визбор, улыбается ободряюще: "Спокойно, дружище, спокойно!& ...
Милий Алексеевич Балакирев
Балакирев — глава «Могучей кучки» и основатель Бесплатной музыкальной школы. Яркое и самобытное дарование композитора позволило ему проложить новые пути в музыке. Будучи одним из лучших пианистов своего времени и талантливым дирижером, он посвятил свое исполнительство пропаганде музыкального искус ...