Система жанров Чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика

Статьи о музыке » Воспитательная проблематика фольклора » Система жанров Чувашского музыкально-поэтического фольклора и их краткая характеристика

Страница 3

Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились родовые отношения и их пережитки. В наибольшей степени это проявилось в организации и проведении свадеб. Характерным для чувашей были сроки празднеств – весеннее время, после сева яровых, когда земля должна была находиться в покое, а люди могли отдыхать от полевых работ.

У чувашей были распространены три формы заключения брака:

1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни);

2) свадьба «уходом» (хěр тухса кайни);

3) похищение невесты, часто с ее согласия (хěр вăрлани).

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Тем временем невеста прощалась с родней; ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хěр йěрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом- солью и пивом. После старшего из дружек (мăн кěрÿ) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. На следующий день поезд жениха отъезжал. Невеста ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены. Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.

Родильный обряд у чувашей был обставлен элементами магии: детям на шею либо на одежду вешали различные амулеты, бабка-повитуха, принимавшая роды, действовала с помощью различных заговоров. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище, у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.

Похоронный обряд, типично христианский, имел некоторые языческие традиции: исходя из представлений загробной жизни, чуваши вместе с покойным клали в гроб предметы, которые могли пригодиться в потусторонней жизни. Обычно на могиле устанавливали крест, но иногда ставили столбы с семейной тамгой и грубо вырезанными на вершине изображением человеческого лица (юпа).

Определенное своеобразие семейному и общественному быту чувашей придавало соблюдение различных обрядов, связанных с их религиозными представлениями. Так, веря в очистительную силу огня, чуваши совершали специальные обряды перенесения огня из старого жилища в новое, особенно при зажигании первого огня в доме, построенном для молодой семьи. Почитали «хозяина дома» – «хĕрт çурт», - и «хозяина двора» – «карта пуçě» – духов хранителей жилища и хозяйства.

Все перечисленные выше праздники и обряды имели свой круг песен, то есть большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни так и называются обрядовыми.

Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем:

Календарные события

Жанры

Мăнкун — праздник весеннего равноденствия, обряды поминовения

мăнкун юррисем

сěрен — очистительный обряд

сěрен юррисем

уяв (çинçе) – праздник созревания растительности, хороводы и игры

уяв (вăйă) юррисем

Çимěк — летние поминовения (молодежь водит хороводы)

çимěк юррисем

утă çийě — сенокос

утăçи юррисем

кěрхи сăра — обряды освящения нового урожая

кěрхи сăра юррисем, кěреке юррисем

юпа ирттерни—осенние поминки

юпа юррисем

улах — зимние посиделки

улах юррисем

хěр сăри, кăшарни — зимние праздники молодежи

хěр сăри юррисем, кăшарни юррисем

Сурхури, нартукан — праздники в дни зимнего

солнцеворота

сурхури (нартукан) юррисем

Çăварни — проводы зимы, масленица

çăварни юррисем

Страницы: 1 2 3 4 5


Подробно о музыке:

Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичасный Октет для ду ...

Чесноков П.Г.
ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную о ...

Легенды
Вокруг имени ВИРАЛЬДИНИ сложилось немало легенд. Одна из них гласит: в 1735 в партитуре оперы-оратории «Ликующая Руфь» композитор якобы зашифровал рецепт вечной молодости. Судьба произведения оказалась трагичной. Опера-оратория была запрещена к постановке, что только усилило интерес к ней. Но, к с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru