Динамика

Обязательным условием ведения службы в старообрядческих храмах является ровный динамический уровень — "в полный голос", по терминологии певцов. Понимание же певцами правильного динамического уровня и его реальное воплощение — в каждой общине свои. Зависит это также от ряда причин: от состава хора, крюковой грамотности певцов, от географического положения прихода и сложившихся общинных традиций. В определенной степени сказывается то обстоятельство, что в одних местах прихожане поют не только в храмах, но и в этнографических ансамблях (казаки-некрасовцы), в других же местах наблюдается полное отсутствие мирского фольклорного пения. В целом же, повторим сказанное выше, почти весь годовой репертуар поется ровно, "в полный голос".

В ряде общин отдельные песнопения исполняются, по терминологии певцов, "тихо" (этот термин не надо путать с указанием — "петь тихогласно", встречающимся в Уставе "Око церковное", в Псалтыри и обозначающим медленный темп). Это: Великое славословие, в некоторых местах — "Свете тихий", Херувимская песнь (менее громко, но не так тихо, как Великое славословие). Причем динамический уровень строго выдерживается на протяжении всего песнопения. Один раз в году, в Страстную субботу, воскресные тропари "Благословен еси, Господи" исполняются тихо и медленно, что объясняется конкретным содержанием данной службы — "боготелесным погребением Иисуса Христа". В тропарях речь идет о Его воскресении, а в данный момент на этом богослужении "Он спит, яко мертв". За счет изменения динамики и темпа при том же самом напеве и тексте заметно меняется характер песнопения.

В целом пение, чтение, возгласы священников на богослужениях не предназначены для выражения внешних эффектов, нет в них даже намека на артистичность. Ярким доказательством тому является пасхальный возглас "Христос воскресе": по старообрядческой традиции священник произносит его тихо, чему дается объяснение — "Христа надо встречать с любовью в сердце, а не внешним криком".

Реальный динамический уровень пения в храмах зависит от того, в какой день совершается служба: в рядовой или праздничный, при малом составе хора или при большом. И даже на одном богослужении мы не услышим абсолютной идентичности при пении по клиросам и совместно, например во время исполнения ирмосов на каноне. В праздничные всенощные последний ирмос запевает духовенство в алтаре — более медленно, более громко, более торжественно (о чем говорилось уже выше). Соответственно этому подтягивается хор.

Таким образом, если иметь в виду динамический уровень пения, то наиболее оптимальным его вариантом является пение в общинах Костромской области, Казани, Новосибирска, Кисловодска, Гомеля. В других местах поют значительно громче. Вместе с тем динамический уровень пения в общинах может меняться, в частности, по требованию руководителей хора. Так, в Кисловодске и Гомеле именно по этой причине, когда во главе хоров стали новосибирские певцы, стали петь тише, почти камерно. В Новозыбковской беглопоповской общине священник отец Афанасий Калинин дал объяснение громкого пения личными вкусами руководителей: "Они-то и приучили так петь", хотя "пение должно быть тише". В Вилково Василий Иеремеевич Карасев объяснял все следующим образом: "Вот видите, у нас это укоренилось. А многие говорят, что это не добротно". Отметим, что в Вилково поют так громко, так форсируют звук, что порой намного превышают допустимый уровень.

Громкое пение любят казаки-некрасовцы, считая его своего рода показателем грамотности исполнения. Поэтому особенно ценят они звонкие мужские голоса и в качестве образцового исполнения приводят в пример руководителя левого клироса в Бургун-Маджарах Семена Ивановича Милушкина. В Куничах в сравнении с 1940 годом заметно изменилась динамика пения, в чем так же заслуга епископа Иосифа. "А раньше, как запоют, зажмурятся старики и кричат. А когда уже владыка Иосиф, потом Никодим, уже стали немножко округлять. Стало пение "круглее". А раньше — ты Боже мой! Сила была, народу было! Абрикосов тогда был в Москве (секретарь Старообрядческой архиепископии в послевоенные годы. — Н. Д.), "Вот, — говорит, — собьют Москву". Вот такое пение у нас было". Стоит добавить, что и в настоящее время пению в Куничах хватает "силы".

Конечно, в тех местах, где исполнение не отличается большой громкостью, оно предстает более слаженным, как бы облагороженным. У Стрельниковских певцов на этот счет есть четкие установки. Повторю их еще раз: "В пении кричать не надо, петь надо мелодично. Чтобы не силой брать, а голосом. Поешь голосом, и силу представляешь, и мелодичность является тут. Сила только портит пение" (А. Н. Задворнова).


Подробно о музыке:

Русская опера в XIX веке
Театр продолжал играть огромную роль в русском искусстве и общественной действительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самого разнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей и вызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшей потребностью и ...

Камерно-вокальное творчество
Мусоргский написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок. Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана ...

Особенности постановки правой руки
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только м ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru