Руководитель правого клироса Федор Иоакимович Изотов из города Вилково вспоминал: "Да, были. Только Морозовские пели (то есть по морозовским книгам. — Н. Д.). Был хор, ребята маленькие, подростки. И азбучки . Ну, а потом, вот эти же самые дьяки боялись, что их отобьют (т. е. пожилые знающие певцы испугались возможной конкуренции. — Н. Д. ). Они уже, мальчики, ходили в церковь, делали спевку . А потом разогнали их. Старики поумирали, а никакого следу не оставили. А что от тех 50-ти человек, если бы их не разогнали, пусть и не 50, пусть бы 5 осталось. А то так, мы умираем, — и все".
Во время моих первых посещений хутора Новопокровского крюки знал, повторяю, только священник. Ситуация стала меняться к лучшему, когда в 1991 году там открылась воскресная школа, в которой началось обучение детей крюкам.
Из всех обследованных мною общин лишь пение некрасовцев являет собой единственный пример бытования устной традиции. Весь годовой репертуар воспроизводится ими изустно, по слуху и передается от поколения к поколению. Некрасовцы помнят те времена, когда они жили в Турции и в их селе была учительница, которая обучала детей петь по крюкам. За обучение надо было платить — "отдавать либо корову, либо быка", — воспоминал Тимофей Николаевич Ястребов. Поэтому большинство певцов оставались неграмотными и пели на слух, как они говорят, "с напева", следуя за руководителем.
Другую, причем основную, часть певцов в каждом старообрядческом храме составляют те, кто не знает крюковой нотации. Как правило, это воспитанники своей общины. Для них напевы — родной язык. Руководители хоров такое исполнение не считают качественно более низким. Например, отец Полиект из Новопокровского о своем обучении в Румынии и о своих впечатлениях от пения на клиросе вспоминает: "Многие и неученые пели "по напевке" хорошо. Уже от австрийских (то есть старообрядцев белокриницкого согласия. — Н. Д.) певцов узнали мы демество. У них оно хорошо было поставлено". Подобные высказывания можно услышать едва ли не в каждом приходе.
Подробно о музыке:
Какие же существуют приемы для развития художественно-образного мышления?
Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в вертикальной ...
Строи
С экспериментами над конструкциями лютен, начались и эксперименты с системами их строев, за несколько десятилетий приведшие к полному отказу от «старого» ренессансного строя.
Первый из таких экспериментов - перестройка внутренних «игровых» хоров, а не басов (например, м3-5-4-б3-4, или 4-4-б3-м3). ...
Вэйн Шортер
"Вэйн Шортер навсегда останется для меня композитором номер один. Вэйн один из немногих, чью музыку Майлс Дэвис исполнял, не внося собственных изменений."
--Хэрби Хэнкок
Вэйн Шортер родился 25-го августа 1933 года и впервые взял в руки музыкальный инструмент только в 16 лет. Этим инстр ...