В ходе обследования общин выяснилось, что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с проверкой знаний и т. д. Пример тому — Стрельниковская школа пения. Другой тип, наиболее распространенный, представляет собой индивидуальное обучение на дому у знатоков пения. Оба вида преподавания предполагают обязательное регулярное присутствие на богослужениях и пение в хоре. В качестве еще одного примера обучения крюкам приведу рассказ отца Полиекта из Новопокровского прихода. Как уже было сказано выше, он обучался крюкам в Румынии.
Каждого ребенка обучали чтению. В группы набирали до двадцати человек: "Сидят за столом все, читают каждый свою заучку (определенное задание.— Н. Д.). < .> Ошибок нима (нет. — Н. Д.) —получает (ученик. — Н. Д.) другую заучку. Кто Азбуку, кто Часовник, кто Шестоднев, кто Псалтырь". Обучение продолжалось в течение двух лет. Церковь оплачивала труд учителя. Учили и мальчиков, и девочек. В тетрадях ничего не писали, все задания давались устно, и все надо было учить наизусть. Учитель мог применять систему наказаний. Отец Полиект продолжает свой рассказ: "Ремешок такой был у него. Бил по голове. Кто провинится — на козла ставили. На лавку положат, и каждый ученик должен пряжкой два раза ударить. Ну, а если тупо учится, другой подгоняет его, как посрамить его. Так он садится верхом на плечи, и он должен верхом прокатать его разов сколько .А крюкам (учили.— Н. Д.), когда уже подрастут, это под женитьбу уже . А малых не учили, больших только. В группу набирали человек по пять, шесть. Он — учитель пометы делал, где "ми", где "фа"; специально Азбучки делал каждому. В тетрадке крюки напишет и пометы там . По этой тетрадке учились в школе, и домой брали ее, и дома твердили по ней". То есть принцип заучивания наизусть доминировал.
Занятия длились по три-четыре часа. Занимались все вместе, "почти зиму", — продолжает отец Полиект. "Потом гласы, по "Октаю", все подряд. Учитель прослушивал. Не получается — еще твердить надо. У кого не получается, тот остается. Так тянется, тянется помаленьку, как волочуга, за другими нагоняет". Всех желающих учитель не сразу брал в группу — сначала проверял слух и голос. "Примерно, вот человек пятнадцать. Хотели все поучиться. Он проверил". Кто не удовлетворял требованиям, то есть не мог пропеть звук на той же высоте, на какой пропевал учитель, в группу не брали.
Полученные знания проверялись: "У него (учителя. — Н. Д.) была печатная "Азбучка", и он требовал спеть, как поется определенный знак, но не особо. А так он нам "заучки" писал (то есть писал крюками первую, вторую стихиру. — Н. Д.), а остальное все по книге", — продолжает отец Полиект. (Еще раз напоминаю, что у беглопоповцев в Румынии книг было много, так как туда их завозил в большом количестве Н. А. Бугров — Н. Д.)
Подробно о музыке:
Разработка
Видоизменение и развитие тем, темы часто разбиты на отдельные мотивы, часто проходящие одну за другой несколько модуляций. Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения (той части, что в сонатной форме). Разработка приносит напряжение, разрешение которого наступает ...
Как, Вы не любите Шнитке?!
Альфред Гарриевич Шнитке сейчас является самым известным и почитаемым российским композитором. После смерти слава Шнитке возросла в несколько раз. Прошедший недавно фестиваль заставил звучать музыку этого композитора в лучших залах Москвы. Газеты и журналы наполнились очерками и статьями о нем. &q ...
Самба
До 1914 этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe". Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который ...