Пение «по указке»

В многочисленных беседах с руководителями хоров, с певцами я неоднократно слышал о пении по указке. (Указка — это фактически аналог дирижерской палочки в светском музыкальном искусстве. Старообрядцы пришли к ней самостоятельно). Что такое указка?

Со слов прихожан я узнал, что ее появление относится к началу прошлого века. Вначале брали просто свечку и "начинали ею помогать" во время пения. Потом появилась указка (отточенный прутик), которая прививалась, как говорят верующие, с большими трудностями. В настоящее время в России она распространена повсеместно. В отдельных общинах (Москве, Новосибирске, Стрельниково, Костроме) указка бывает очень длинной. У опытных головщиков есть даже своя манера пользования указкой. Так, Иван Алексеевич Сергеев (Кострома) показывал ею не только ритмические особенности напева, но и звуковысотные. Очень аккуратно, с небольшой амплитудой работала указкой Антонина Николаевна Задворнова (Стрельниково). Энергично, подчеркивая структурно-значимые места напева, руководили хором в Клинцах. Все современные певцы российских храмов не представляют себя в пении без указки и каждый раз подчеркивают: "Указка говорит все".

В южных приходах дело обстоит несколько иначе. Указка здесь появилась значительно позднее. Настоятель храма в Куничах так и говорит: "Указку — это недавно, это при моей памяти, чтобы указывать, а то так : зажмурятся — и запел". Головщики южных приходов не обладают и таким опытом владения указкой, какой существует в общинах России (это касается не только Кунич, но и Вилкова, Грачей). Не пользуются указкой и казаки-некрасовцы. Попытки в конце 1970-х годов ввести у них указку потерпели полный крах. Бывший прихожанин Терентий Сергеевич Дранов, став священником в те годы, бывая на богослужениях в разных общинах и у себя в Ростове-на-Дону, где он являлся настоятелем, видел руководство пением с помощью указки. Приехав к себе на родину в Бургун-Маджары, он попытался ее ввести. Но певцы заявили решительный протест и ему самому не позволили пользоваться указкой. Тимофей Николаевич Ястребов рассказывал: "Владыка Анастасий спросил: "Почему указки нет?" А я говорю: "Владыка святый, а я без указки. Нет у нас указки". Отсутствует она и в хуторе Новопокровском.

Такова реальная певческая практика в старообрядческих приходах. Завершая об этом речь, добавлю, что пение в хоре у старообрядцев не оплачивается. Для того, чтобы быть допущенным к пению на клиросе, надо исповедоваться у священника и получить его благословение. Таким образом, основанием для права "встать на клирос" являются не вокальные данные исполнителя, а его нравственные достоинства. Существует и особая епитимья (форма духовного наказания) — отлучение от клироса на тот или иной срок.


Подробно о музыке:

Распад плиромности в семиозисе
Средневековое искусство — застенографированная жизнь с Богом в пространстве онтологии, Божией реальности. Выпадая по временам из нее через грехи, он вновь возвращался домой, в небесную отчизну, при покаянии милостью Божией. И эту жизнь с Богом он сам считал настоящей, а ту — непотребной, безумной, ...

Ветви Х
1. Грандж. Стиль музыки и поведения, расцветавший в начале 90-х в Сиэтле. Внешне проявлялся в патологической небрежности, свойственной обитателям студенческих общежитий. Драные джинсы-клеш, растянутые хэмингуэевские свитеры больших размеров, длинные слипшиеся волосы, козлиная бородка, тяжелые воен ...

Семейно-бытовые песни
Песня глубоко проникала в жизнь человека, сопровождая всю деятельность человека от рождения до смерти. Праздники, труд, события личной жизни человека — всюду присутствовала песня, заполняя труд и досуг, охватывая разные эмоциональные сферы. Поэтому семейно-бытовые песни представляют очень многочис ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru