В многочисленных беседах с руководителями хоров, с певцами я неоднократно слышал о пении по указке. (Указка — это фактически аналог дирижерской палочки в светском музыкальном искусстве. Старообрядцы пришли к ней самостоятельно). Что такое указка?
Со слов прихожан я узнал, что ее появление относится к началу прошлого века. Вначале брали просто свечку и "начинали ею помогать" во время пения. Потом появилась указка (отточенный прутик), которая прививалась, как говорят верующие, с большими трудностями. В настоящее время в России она распространена повсеместно. В отдельных общинах (Москве, Новосибирске, Стрельниково, Костроме) указка бывает очень длинной. У опытных головщиков есть даже своя манера пользования указкой. Так, Иван Алексеевич Сергеев (Кострома) показывал ею не только ритмические особенности напева, но и звуковысотные. Очень аккуратно, с небольшой амплитудой работала указкой Антонина Николаевна Задворнова (Стрельниково). Энергично, подчеркивая структурно-значимые места напева, руководили хором в Клинцах. Все современные певцы российских храмов не представляют себя в пении без указки и каждый раз подчеркивают: "Указка говорит все".
В южных приходах дело обстоит несколько иначе. Указка здесь появилась значительно позднее. Настоятель храма в Куничах так и говорит: "Указку — это недавно, это при моей памяти, чтобы указывать, а то так : зажмурятся — и запел". Головщики южных приходов не обладают и таким опытом владения указкой, какой существует в общинах России (это касается не только Кунич, но и Вилкова, Грачей). Не пользуются указкой и казаки-некрасовцы. Попытки в конце 1970-х годов ввести у них указку потерпели полный крах. Бывший прихожанин Терентий Сергеевич Дранов, став священником в те годы, бывая на богослужениях в разных общинах и у себя в Ростове-на-Дону, где он являлся настоятелем, видел руководство пением с помощью указки. Приехав к себе на родину в Бургун-Маджары, он попытался ее ввести. Но певцы заявили решительный протест и ему самому не позволили пользоваться указкой. Тимофей Николаевич Ястребов рассказывал: "Владыка Анастасий спросил: "Почему указки нет?" А я говорю: "Владыка святый, а я без указки. Нет у нас указки". Отсутствует она и в хуторе Новопокровском.
Такова реальная певческая практика в старообрядческих приходах. Завершая об этом речь, добавлю, что пение в хоре у старообрядцев не оплачивается. Для того, чтобы быть допущенным к пению на клиросе, надо исповедоваться у священника и получить его благословение. Таким образом, основанием для права "встать на клирос" являются не вокальные данные исполнителя, а его нравственные достоинства. Существует и особая епитимья (форма духовного наказания) — отлучение от клироса на тот или иной срок.
Подробно о музыке:
Георгий Васильевич Свиридов
Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже с ...
Химический бит (Chemical beats)
Сначала послушайте Leave Home - гимна биг-бита от основателей: Chemical Brothers (или как я их называю Братья Менделеевы). Вы слышите мощную басовую линию, отличную и от техно и от джангла, и брейк-бит 1 2 33 4 с акцентом на первом хлопке. Этот бит толкает вас к танцу; просто слушать надо что-то д ...
Мамбо
Быстрый Латинский танец, похожий на Салсу, который пришел из Кубы. Мамбо было привезено в Америку в середине 40-ых годов и постепенно было введено в Американский стиль бального танца. Большинство движений подчеркивает второй удар в такте, характерным для Clave-ритма, который является фундаментальн ...