Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления

Статьи о музыке » Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления

Страница 1

Многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном факультете педагогического училища даёт некоторое основание для анализа проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю на первых же занятиях с первокурсниками; на преодоление этих трудностей часто уходит много времени.

Уровень учащихся как по способностям, так и по знанию предмета бывает, как правило, различен, так как все они учились в различных музыкальных школах, студиях, отличающихся друг от друга и уровнем возможности набора (я имею в виду способности детей), и уровнем преподавания сольфеджио.

Почти во всех случаях сразу бросается в глаза отсутствие осмысленности производимых действий – исключительно важного момента для развития и воспитания музыкального слуха.

В настоящей статье мне хотелось бы поговорить о припоминании как о необходимом элементе музыкального мышления, предшествующем любому практическому действию в интонационном воспроизведении (вслух или про себя) звука, интервала, аккорда или мелодического оборота.

Припоминание (или воспоминание) как навык, как попытка восстановления в памяти тех или иных музыкальных элементов, уже слышанных и даже хорошо знакомых, необходимо не только в любой форме работы на уроке, но и в любом виде музыкальной деятельности.

Припоминание тем более важно, что теоретические знания идут вслед за слуховыми ощущениями, должны опираться на уже имеющийся слуховой опыт. Не случайно в музыкальных школах преподаватели пытаются ассоциировать звучание, например, интервалов с чем-либо уже знакомым для детей: секунда – “клякса” или “ёжик”, кварта – “труба” и т.д. – и лишь потом переводят эти слуховые ощущения в просто секунду, кварту и т.д.

Воспитание и развитие музыкального слуха можно разделить в этом смысле на два необходимых и последовательных этапа.

Первый этап – от слухового опыта и ассоциаций – к теоретическим знаниям, то есть воплощение звучания в теорию.

Формула:

Зучание (слуховой опыт)

->

Ассоциации

->

Теоретические знания

Второй этап – это обратный адрес, то есть воплощение теории в звучание.

Формула:

Теоретические знания

->

Ассоциации (припоминание теоретическое)

->

Припоминание(интонационное)

->

Воспроизведение

Сейчас разговор пойдёт только о втором этапе, в котором в большей степени присутствует припоминание.

Мы затронем только некоторые формы работы, с которых и начинается привитие навыков осмысленности каких-либо действий, то есть проведение определённой умственно-слуховой работы, предшествующей любому действию.

Привычка припоминания, особенно на начальной стадии развития музыкального слуха, важна не только как средство, активизирующее музыкальное мышление ребёнка, но и как активная, постоянная тренировка его слуха, ибо мало для развития слуха только понять, что для этого требуется. Именно за этим осознанием и должна следовать тренировка слуха, что и даёт припоминание. И чем чаще в работе присутствует припоминание, тем интенсивней эта тренировка.

Двух часов в неделю, отводимых для занятий сольфеджио (то есть две тренировки слуха в неделю) бывает недостаточно, тем более, что, как правило, эти два часа объединяют вместе в один день, и здесь возрастает роль домашней самостоятельной подготовки, в которой, к сожалению, наши учащиеся, в силу разных причин, не слишком усердствуют, лишая себя тем самым тренировки и, отсюда, успешного продвижения в развитии своего слуха.

В своей работе с группой учащихся преподаватель должен отводить довольно много времени и упорства, чтобы научить их правильной методике домашних занятий, и это обучение должно начинаться с первых же уроков.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

1865-69гг.
Последний период. Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей кучки. В 60-х появляются новые жанры. 3 симфонические увертюры. Написал “Каменного гостя”. Не успел закончить. Завершил Кюи. Оркестров ...

Бетховен и Гете
Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в теплице. Здесь он чувствовал себя одиноким т.к. по политическим событиям людей здесь было мало. Но вот, в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл великий герцог Веймарский со своим министром, тайным советником Иоганном - Вольфганом фон Гете. Осу ...

Богослужения седмичного круга и годовой круг праздников
Также как Божественная Литургия, творимая в воспоминание Спасителя, а особенно Его крестной смерти и воскресения, является центром дневного богослужебного круга, так и воскресный день - первый день седмицы, - называемый Господним днем и посвященный великому событию воскресения Христа, есть центр с ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru