Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения. А. м. коренных жителей сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной — групповое. Характерны миграции песен, что связано с кочевым образом жизни местных жителей, а также с обычаем обмена или продажи песен соседним племенам. Распространены действа корробори в мужском исполнении — инсценировки мифов в религиозных обрядах (включают песенные циклы из 10 — 300 песен с инструментальным сопровождением, исполняемые в течение нескольких дней или недель), обрядах инициации и др.; используются шумовые эффекты (шипение, шуршание и т.п.). Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи). С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.
С кон. 18 в. переселенцы (первоначально ссыльные) из Англии, Шотландии, Ирландии принесли свои национальные фольклорные (шотландские песни, баллады и др.) и профессиональные музыкальные традиции (в т. ч. церковные католические). С 1830-х гг. активизируется концертная жизнь, создаются Сиднейское филармоническое общество (1833), Австралийское филармоническое общество (1844), позднее — ряд хоровых обществ; открываются музыкальные школы (первая — в 1836), в кон. 19 в. возникают театр, монополии, оперные компании. В 1906 был организован симфонический оркестр под упр. А. Зелмана. С начала 20 в. в Австралии регулярно гастролировали иностранные исполнители (в т. ч. Ф. И. Шаляпин, труппа А П. Павловой). При содействии русских танцовщиков создаётся австралийский балет. В 1920-е гг. основана «Оперная лига», среди исполнителей, входивших в неё, певицы Н. Мелба, М. де Ганст. В 1847 в Сиднее поставлена первая национальная опера — «Дон Джон Австрийский» А. Натана. Формируется национальная композиторская школа (австралийские композиторы получали образование преимущественно в Англии), среди ее основоположников— А. Хилл, Э. Хатчесон, Э. Трумэн. Видную роль в развитии австралийской музыкальной культуры сыграла деятельность композитора, пианиста и фольклориста П. Грейнджера.
В нач. 1940-х гг. расширяются контакты с США (в Австралии в 1944 гастролировал Ю. Орманди). После 1945, в значит, степени в результате культурно-идеологической экспансии США, получает распространение т. н. массовая музыкальная культура. Многие композиторы обращаются к традициям музыки аборигенов — Дж. Антилл (балет «Корробори», 1946), К. Дуглас, Э. Л. Бейнтон. Развиваются жанры оперы, а также программной орк. и кам.-инстр. музыки (М. Сазерленд и др.). Многие современные композиторы экспериментируют в поисках синтеза элементов европейской и неевропейской музыки (преимущественно, музыки Азии). Среди композиторов — Ф. Вердер, Л. Сицки, М. Уильямсон, П. Скалторп, Р. Мил, Л. Лаватер, А. Д. Бенджамин; дирижёров — Б. Хейнце; пианистов — Э. Хатчесон, Р. Вудворд; певцов Дж. Сазерленд. Среди исполнителей-аборигенов — певец X. Блейер. С 20-х гг. 20 в. начинается исследование музыки коренных жителей Австралии (Э. X. Дейвис, в 50-х гг. — А. П. Элкин); функционируют Австралийский институт изучения аборигенов в Канберре, музыковедческое общество в Сиднее, отделения университетов Аделаиды, Западной Австралии. Комитет искусств аборигенов (1973) проводит фестивали традиционной музыки. Созданный в 1954 Австралийский елизаветинский театр, трест способствовал формированию постоянных театров, коллективов — «Австралийская опера» (с филиалами во всех штатах), а также музыкальных учебных заведений. Развивается австралийское музыковедение (Р. Коуэлл). С 1960-х гг. регулярно проводятся фестивали искусств. В Австралии имеется (1986): Театр оперы и балета в Сиднее, Национальный мемориальный театр в Мельбурне; Симфонический оркестр (в т. ч. Сиднейский, основанный в 1946 году, в 1956 — 61 дирижёр Н. А. Малько), камерные оркестры, хоры, инструментальные ансамбли (в т.ч. Мельбурнский струнный квартет, 1972); СК (осн. в 1935 как Гильдия австралийских композиторов), Австралийский музыкальный центр (1976); консерватории — Нового Южного Уэльса в Сиднее (1914), в Брисбене (1957), Канберре и Хобарте (1964), Мельбурне (1973), Сиднее (1977) и др. городах, музыкальных отделения университетов (в т. ч. Сиднейского, 1948; Западной Австралии, 1953; Новой Англии, 1971); Австралийское общество музыкального образования (1965), музыковедческие общества в Сиднее, Аделаиде, Перте, Мельбурне и др.
Подробно о музыке:
A.F.I.
A.F.I.
В 1991 году четверо парней из небольшого калифорнийского городка Юкай в промежутках между катаниями на скейтах начали осваивать музыкальные инструменты. Звали этих ребят, основавших известную ныне команду "A.F.I." ("A fire inside"), Дэйви Хавок (вокал), Адам Карсон (удар ...
Butthole surfers
Butthole
surfers
В самом начале карьеры "Butthole surfers", этих психоделических панков из Техаса, казалось, что им уготовано недолгое существование, да и то лишь в узких кругах андеграунда. Однако оказалось, что группа довольно долгое время пробыла на музыкальной сцене и при этом добила ...
Румба
Танец Румба (Rumba) был зарожден на Кубе. Как типичный танец "горячего климата" он стал классикой всех Латиноамериканских танцев. Румба - медленный танец, который характеризуется чувственными, наполненными любовью движениями и жестами, имеет латинский стиль движения в бедрах, является ин ...