Самогласны — распетые кондаки типографского устава

Статьи о музыке » Самогласны — распетые кондаки типографского устава

Страница 2

Кондакарное пение было подчинено системе осмогласия. Так же как и в знаменном, в кондакарном осмогласии наиболее развитыми были четные гласы. Они выделялись не только большим числом, но и разнообразием знаков, графических формул, причем больше развиты 2-й, 6-й и 8-й гласы, часть кондакарных самогласнов приходится на долю этих гласов.

Кондакарные подобны

Кондакарные самогласны идиомелоны были музыкальным источником для кондакарных подобнов (prosomoia — сходный, подобный). Сохраняя внешний вид самогласна, они приспосабливали и соединяли новые тексты кондаков с их мелодиями.

В качестве образцов для пения на подобен чаще других брали самые известные идиомелоны, например, первый кондак "Вышьних ища", или рождественский "Дева днесь", либо на Вознесение "Възнесыйся на крест". Они и служат музыкальной основой для подобнов — композиций на основе моделей для нераспетых текстов кондаков. Пение на подобен — это особенность церковного пения, которая сродни византийской и древнерусской иконописи: иконописцы пользовались подлинникам, по образцам которых писали иконы.

На разных листах кондакаря ТУ непосредственно возле нераспетых кондаков можно увидеть указание, на напев какого самогласна следует петь данный кондак. Список кондаков-самогласнов, служащих образцами, подобнами для пения кондаков, в ТУ охватывает 18 самогласнов. Ниже перечислены все самогласны ТУ с указанием листов, на которых они использованы в кондакаре.

"Вышьних ища" - Л. 28, 29 об., 33, 33 об. 36, 36 об., 37, 43 об., 45 об., 54, 57 об., 65, 65 об., 67 об., 68 об., 71, 73, 84, 86 об., 94 об. "Дева днесь пребогатого" - Л. 34, 40, 45, 47, 48 об., 54 об., 56 об., 67, 67 об., 69, 94 об. "Възнесыйся на крест" - Л. 34 об., 39, 39 об., 41, 51 об., 57 об., 64, 64 об., 70 об., 86, 88, 125 об. "Явися днесь" - Л. 33 об., 36 об., 48, 54 об., 68 об., 71 об., 72, 77, 77 об., 88 об., 95. "Ликъ аггльскоу" - Л. 29 об., 41 об., 48, 53, 56, 57, 68, 68 об., 74. "Еже о насъ съвьрши" - Л. 31 об. 47 об., 52 об., 58. "В молитвах неусыпающую" - Л. 32, 40 об., 44, 66 об. "Възбраньноумоу воеводъ" - Л. 32, 50 об. "Твьрдыя и богогласьныя проповедателя" - Л. 40, 79. "Яко начатокъ родоу" - Л. 38, 55, 85, 96 об., 126 об. "Кръви твоихъ струями" - Л. 65 об. "Рукописнаго" - Л. 69 об., 87. "Веру Христову" - Л. 88 об. "Златая чистаго" - Л. 92. "Егда приде" - Л. 94. "Еже о насъ" - Л. 96. "Просьвьтися дьньсь" - Л. 33. "На горе преобразился" - Л. 96, 126.

Использование самогласнов в кондакаре неодинаково. Так, кондак "Вышних ища" распевается с разными текстами кондаков 20 раз, "Явися днесь" — 12, "Възнесыйся на крест" — 12, "Дева днесь" — 11, "Лик ангельский" — 9, "Яко начатокъ родоу" — 5, "В молитвах неусыпающую" — 4, "Твьрдыя" — 4, "Рукописнаго" — 2, "Еже о насъ" — 1. В кондакаре ТУ число самогласнов больше, чем в других кондакарях, например, даже если сравнить с кондакарем ОИДР1.

Традиция пения кондаков

В кондакаре ТУ есть много свидетельств, дающих серьезные основания полагать, что пение кондаков было не хоровой, а сольной традицией. Важнейшим среди них является противопоставление сольного пения кондаков их припевам, исполняемым народом, обозначенное в ТУ. На сольное исполнение указывают не только кондаки, но и акафист Богородице, помещенный в службе Благовещения (л. 58 об. — 64). В нем пять раз повторяется первый кондак с чередованиями пения солиста (в рукописи употребляется слово "певец", характерно, что оно написано в единственном числе) и народа — "людие", — слово, которое можно трактовать и как народ, и как хор, хотя для последнего могло быть использовано церковнославянское "лик". В пользу сольного пения кондаков говорит и тот факт, что кондаки-подобны не распеты. Певцу самому предоставляется право распеть кондак "на подобен". Процесс соединения музыки с текстом в подобне кондакарного распева был намного сложнее знаменного, стихирного. Распев кондакарных образцов (греч. idiomela), по-славянски самогласнов, основывается на индивидуальном соединении мелодических формул. Совершенно очевидно, что практически невозможно всем хором распеть ненотированный текст кондака на сложный распев кондака-самогласна (идиомелона), приспосабливая к нему пусть даже хорошо знакомый напев. По памяти это непросто сделать даже опытному певцу и практически невозможно хору. Ввиду столь сложной нотации в помощь певцу кондаки-подобны, как и самогласны, были нотированы знаками кондакарной нотации.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Способности как психолого-педагогическая категория
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В.В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих рав ...

Эстетика панка
Автор уполномочил себя заявить, что времени выхода в свет первой попытки исследоватьэстетику панка /май 1989/ материал принялся жить самостоятельной жизнью, и автор снимает с себя всякую за него ответственность. Наверное, что такое панк, знает один человек Малькольм Макларен. Но он, к сожалению, да ...

Музыкальный ритм как эмоционально - выразительная, образно – смысловая категория
В чем же своеобразие, особая, подчас неповторимая ценность той ситуации, которая складывается в фортепианном классе для развития музыкального ритма—носителя определенного эмоционального, образно-поэтического содержания? Отвечая на этот вопрос, мне придется, видимо, еще раз — теперь уже более углубл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru