Капельместер Илья Шатров

Статьи о музыке » Капельместер Илья Шатров

Илья (Илий) Алексеевич Шатров родился в 1885 г. в Землянске - небольшом уездном городке Воронежской губернии. Его отец, Алексей Михайлович, был отставным унтер-офицером. Семья Шатровых жила бедно, ютилась в полуподвальной комнате. Любовь Алексея Михайловича к музыке передалась сыну, Илья рано научился играть на балалайке и гармошке. Землянский воинский начальник, желая помочь талантливому мальчику, определил его воспитанником в музыкальную команду гвардейского пехотного полка. Очень скоро Илья Шатров научился прекрасно играть на барабане и трубе. Учитывая способности воспитанника, его направили учиться в Варшавский музыкальный институт. Учебу Шатров завершил успешно, и педагогический совет института "по выдержании экзамена признал ему, Шатрову, право на звание военного капельмейстера".

Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном батальоне, расквартированном в Екатеринбурге. Молодой подпоручик принял музыкальную команду, о которой скоро заговорили не только в батальоне, но и в городе. С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, развернули в боевой полк и направили в Маньчжурию. В феврале 1905 г. полк участвовал в кровопролитных боях под Мукденом. Многих музыкантов полка наградили Георгиевскими крестами, а капельмейстеру Шатрову был пожалован орден Станислава 3-ей степени с мечами.

Своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс "На сопках Маньчжурии" (первоначальное название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии"), скоро ставший известным не только в России, но и за ее пределами. Вальс был написан на слова С. Петрова (Скитальца).

После Октябрьской революции Илья Алексеевич вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах во многих городах. В 1935-1938 гг. Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, затем уволился в запас и с 1938 г. до Великой Отечественной войны работал в Тамбове. С началом войны ветеран снова в строю. За участие в Великой Отечественной войне Илья Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды и медалями. В 1951-52 г.г. военный дирижер гвардии майор Шатров служил в Тамбовском суворовском училище, воспитывал будущих офицеров.

Умер Илья Алексеевич в Тамбове, похоронен на Воздвиженском кладбище. На его могиле установлена плита из белого мрамора, на которой золотом написано:

В Тамбовском областном краеведческом музее хранится нотный архив Шатрова. Кроме вальса "На сопках Маньчжурии" Илья Алексеевич написал еще несколько произведений, не получивших особенного распространения. Но уже почти век любимы и популярны прекрасная мелодия вальса и волнующие слушателей слова:

"Тихо вокруг, сопки покрыты мглой,

Вот из-за туч блеснула луна,

Могилы хранят покой.

Белеют кресты - это герои спят.

Прошлого тени кружат давно,

О жертвах боев твердят.

Тихо вокруг, ветер туман унес,

На сопках Маньчжурии воины спят

И русских не слышат слез.

Плачет, плачет мать родная,

Плачет молодая жена,

Плачут все, как один человек,

Злой рок и судьбу кляня! .

Пусть гаолян вам навевает сны,

Спите герои русской земли,

Отчизны родной сыны.

Вы пали за Русь, погибли вы за Отчизну,

Поверьте, мы за вас отомстим

И справим кровавую тризну."

Позднее появились и другие варианты текста.


Подробно о музыке:

Третий этап работы над музыкальным произведением
На третьем этапе синтезируется всё, что сделано ранее: устанавливается смысловое отношение фраз внутри предложений, предложений – внутри периодов и периодов – внутри более крупных построений; выявляется главная кульминация, а отсюда – определяется единая линия развития музыкального материала. Для ...

Мусоргский - Картинки с выставки, Гном
"Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца . мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите какой бы сюжет вы ни избрали для беседы ." Из письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.(1.4) Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Году ...

Музыкальная деятельность. Мотивационный аспект
Как известно, психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является эстетическим по своей ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru