К новым берегам...

Страница 1

В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаются новые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонат для фортепьяно и пять величественных струнных квартетов.

Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все они значительно отличаются от сонат, написанных в "героические годы". Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим - глубокой философской лирики, сложной напряженной работы мысли. Сонаты богаты контрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало, человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в мажорных тональностях.

Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самая монументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в ней нежность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобы завершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховена является 31-я соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастные образы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатному творчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков.

Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5 квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.

Наряду с произведениями возвышенными, философскими, Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, в которых он словно отдыхает и развлекается.

Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выражения Шиллера в музыке. Бетховен настаивал на том, что бы в симфонию были вставлены слова, хотя его современники были против этого.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из - за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В конце одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход был ничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и придворных не почтил композитора своим присутствием.

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу, музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторы мечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини. Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист.

Но не смотря на громкую славу нужда упорно преследовала Бетховена. Сочинения приносили мало дохода, а пенсия выделенная ему богатыми вельможами выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть Бетховена было невыносимо, грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза вызывали жалость. Он меняет квартиру на долее дешевую, где и мебели нет, но весят там портреты прадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты Гвичарди; и лежит письмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля.

Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и болезни, но и тягостное отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный нрав и заносчивость, он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои. Но из - за болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году брат умирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего,которого очень любил. но и это приносило композитору одни огорчения, сначала он несколько лет судился с матерью мальчика за право опекунства, а потом пришлось воспитать человека одаренного, но испорченного до мозга костей. Но не лучше были и отношения у пианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у которых не сложились.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Реприза
Обычно в репризе опять звучит тема в тонической тональности, так же как, впрочем, и вторая. То есть материал, из которого складывается реприза практически аналогичен тому, что был использован в экспозиции, только теперь и первая, и вторая темы, и связка между ними, и заключение - в начальной тонал ...

Чесноков П.Г.
ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную о ...

Anathema
Anathema "Не " Beatles" едиными славен Ливерпуль" – решили пятеро суровых английских парней летом 1990 года и под вывеской "Pagan angel" начали лабать свой дум-готик-метал. Звали их Винсент (р. 29 августа 1973) и Дэниел Каванаги (р. 6 октября 1972) (оба-гитара), Дарре ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru