Рихард Вагнер (1813-1883)

Страница 1

Вот уже более 100 лет музыкальные пилигримы взбираются на холм возле маленького баварского городка Байрейт, чтобы погрузиться в чудный мир музыки самого динамичного и целеустремленного из всех композиторов. Музыка Вагнера, литературные произведения Вагнера, оперный театр Вагнера представляют собой уникальный памятник выдающемуся человеку, чья колоссальная сила воли имела огромнейшее влияние, как на его друзей, так и на врагов. Вагнер мощью своего гения заставляет зрителя слушать на протяжении 4 вечеров 16-часовую оперную тетралогию "Кольцо нибелунга", возможно, одно из величайших достижений в истории западного искусства.

Жизнь Рихарда Вагнера представляла собой цепь удач и бед. Родившись в Лейпциге в 1813 году, он вырос в то время, когда волна национализма захлестнула всю Европу. Вся деятельность Вагнера была направлена на создание и укрепление немецкой оперы, серьезной и возвышенной по стилю, в противоположность фривольной итальянской. После нескольких ранних работ Вагнер написал на протяжении 1840—1841 годов первый из своих шедевров— оперу "Летучий голландец". В ней рассказывается история морского капитана, обреченного плавать по океанам до тех пор, пока он не найдет женщину, которая могла бы пожертвовать своей жизнью ради него. В опере Вагнер по своему обыкновению использует древнюю легенду и трактует идею спасения через самопожертвование в любви.

На написание этого произведения Вагнера вдохновило вынужденное морское путешествие, совершенное им по Балтийскому морю в 1839 году. Скрываясь от кредиторов, он сел на корабль, плывший в Англию. Судно сбилось с курса, и вместо ожидаемых 8 дней плавание продлилось 3 недели. В автобиографии Вагнер вспоминал, как неистово запевали порою моряки "Голландца" (так назывался корабль). Судно нашло прибежище в одном из норвежских фьордов, и, рассказывает Вагнер, "чувство неописуемой радости переполнило меня, когда среди громадных гранитных стен раздавалось эхо брошенного якоря и топота по палубе моряков. Этот ритм отозвался во мне подобно доброму предзнаменованию и вылился в тему песни моряка".

Это морское путешествие стало первым из многих последующих. Под угрозой ареста за поддержку революционных событий 1848 года он отплыл из Дрездена в Швейцарию.

Продолжая художественные поиски, начатые в «Летучем голландце», Вагнер формулирует в новых операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин» основные положения своей эстетической платформы. Центральным компонентом музыкальной драматургии в его операх становится лейтмотив— краткая симфоническая (реже— вокальная) характеристика, связанная с определенной идеей, действующим лицом, сценической ситуацией или явлением природы. Оркестровая партия конструируется на основе чередующихся, контрапунктически сплетающихся тематических ячеек (музыкальные символы иллюстрируют, таким образом, сценическое действие); мелодия, основанная на развитии и смене одного лейтмотива другим, приобретает черты непрерывности, текучести, незавершенности (так называемая "бесконечная мелодия"). Значительно повышается роль симфонического сопровождения, являющегося для Вагнера столь же существенным элементом музыкального действия, сколь и вокально-декламационное начало. Рушатся традиционные оперные конструкции: ария—>дуэт—>…—>ансамбль—>хор . На смену им приходят развернутые драматические сцены; проникнутые сквозным развитием, они непосредственно вытекают одна из другой.

Таковы принципиальные установки Вагнера в операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; таковы основные компоненты исторической оперной реформы проведенной композитором на немецкой оперной сцене.

В Швейцарии Вагнер начал работать над огромнейшей тетралогией "Кольцо нибелунга". Образованная музыкальными драмами «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», тетралогия «Кольцо нибелунга» была задумана Рихардом Вагнером еще в 1848 г. Однако время, прошедшее между замыслом и его окончательной реализацией, наложило отпечаток на идейно-художественную концепцию произведения. Вагнер-революционер стремился в конце 40-х гг. воплотить в тетралогии свои философско-общественные убеждения; Вагнер в 70-е гг. — последователь Шопенгауэра, мистик и монархист — проповедует фатальную обреченность и беспросветный пессимизм; отсюда глубокая противоречивость сочинения: с одной стороны, предается анафеме роковая власть золота (иносказательно — власть «биржевого портфеля», в некоторых трактовках — капитализма) и воспевается чистая, всепоглощающая, любовь; с другой стороны, утверждаются неверие, скептицизм, страх перед неотвратимостью смерти…

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Гармоника в казахской музыкальной культуре ХIХ века
В первой половине ХIХ века в музыкальном быту Австрии, Германии, Франции, Италии, других западноевропейских стран появилась гармоника. К концу ХIХ столетия она стала здесь одним из наиболее распространенных народных музыкальных инструментов. Аналогичная ситуация сложилась на территории бывших союзн ...

Гаэтано Доницетти (1797-1848)
Среди протеже Россини был Гаэтано Доницетти, родившийся в 1797 году. Доницетти был поражен параличом и умер безумцем, но в свои лучшие годы он писал так же быстро, как его наставник. Кроме большого числа опер он написал ряд произведений камерной музыки и множество песен для сольного исполнения. Одн ...

Синтезаторы
До чего только не довели оркестр. Уже подавай им оркестр с синтезаторами, да еще не с одним а с . больше чем один. В общем скучно это, господа присяжные заседатели, по-моему если не умеешь сочинять хорошую музыку, то никакие электронные ухищрения тебе не помогут. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru