Рихард Вагнер (1813-1883)

Страница 2

Столь же противоречива музыкально-драматургическая структура тетралогии. Являясь наиболее последовательным и полным воплощением вагнеровской оперной реформы, «Кольцо нибелунга» синтезирует как сильные стороны, так и крайности последней. Изобилующий многочисленными колористическими красотами оркестр заставляет здесь забыть о вокалисте: сценическое действие инертно, музыкальное— предельно динамично; хоры и ансамбли, принципиально отвергаемые Вагнером, малочисленны; система лейтмотивов, разрастаясь до гигантских размеров (в тетралогии около 100 (!!!) музыкальных символов-характеристик), затрудняет непосредственное эмоциональное восприятие музыки. Вместе с тем «Кольцо нибелунга» заключает в себе ряд сцен и эпизодов (главным образом симфонических), которые по праву вошли в золотой фонд западноевропейской музыкальной литературы. Полет валькирий, ковка меча, прощание Вотана и заклинание огня, похоронный марш и смерть Зигфрида — эти и многие другие страницы партитуры тетралогии признаны высшими достижениями художественной мысли Вагнера, наиболее значительными образцами мирового оперного искусства.

Этой захватывающей работе композитор посвятил 25 лучших лет своей жизни, с перерывом между 1857-1865, когда Вагнер оставил работу над третьей частью "Зигфрида" для создания полной теплого юмора оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" и рассказа о трагической истории любви Тристана и Изольды. Тристан, племянник короля Марка из Корнуэлла, посланный за Изольдой, которая должна выйти замуж за короля Марка, встретив девушку, влюбляется в нее сам. Изольда и Тристан выпивают чашу с любовным зельем, которую Изольда приготовила, чтобы умереть вместе. Опера рассказывает историю их трагической любви и заканчивается несравненной сценой их смерти.

В тетралогии композитор обратился к древней немецкой мифологии, сумеречному миру богов, героев, гигантов и карликов, к сражению богов за право обладать спрятанными в глубинах Рейна сокровищами. Так же как и боги древнегреческой мифологии, герои Вагнера, бессмертные мифические существа, ведут себя подобно обычным людям: ссорятся, борются за власть, влюбляются и умирают. В этих операх Вагнер предстал перед современниками величайшим новатором. Лейтмотивы в его операх могут символизировать не только героя, чувство, а даже неодушевленный предмет, как, например, золото в Рейне или копье бога Вотана. Используя свою уникальную систему лейтмотивов, Вагнер показал, что герой может петь об одном, а аккомпанирующий оркестр представлять совершенно иное событие.

В своей последней опере, величественном "Парсифале", Вагнер вернулся к миру средневекового рыцарства, вдохновившем его ранее в "Тангейзере" и "Лоэнгрине". Опера рассказывает о поисках чаши Грааля. Трудно представить себе менее подходящую тему для оперы. Ее напряженность, серьезность и торжественность усложняют восприятие произведения и делают его по-настоящему доступным лишь самым горячим поклонникам композитора. Но именно этой оперой закончил свою карьеру великий композитор— в ней собраны все его идеи о музыкальном искусстве: либретто, музыка, сценография выступают в совершенном монолитном единстве.

В апреле 1864 года Вагнер писал своему другу: "Ты знаешь, что молодой король Баварии разыскивает меня . Он хочет, чтобы я остался с ним навсегда, рядом работал, рядом отдыхал, рядом творил". Это был король Людвиг II, занявший место отца в возрасте 18 лет. Восхищенный ранними вагнеровскими операми, в особенности "Лоэнгрином", он вызвал к себе композитора и пообещал ему любые деньги за то, чтобы тот выполнил его проекты. Такое импульсивное поведение было типичным для Людвига, человека явно неуравновешенного. Его слепое увлечение Вагнером продлилось до конца 1865 года, когда композитор, находясь под политическим давлением и имея огромные долги, был вынужден покинуть Баварию. Людвиг, несмотря на это, остался страстным поклонником композитора. Он выделил немалые деньги на строительство оперного театра в Байрейте, которое было закончено в 1876 году. В августе того же года была впервые исполнена тетралогия "Кольцо нибелунга". Семь лет спустя Людвиг узнал, что Вагнер умер в Венеции, и настоял на том, чтобы тело композитора было перевезено в Байрейт для перезахоронения. Людвиг был также известен своими "дворцами мечты", особенно сказочным замком Нойшванштайн. На фресках последнего изображены сцены из "Тангейзера" и "Парсифаля".

Страницы: 1 2 


Подробно о музыке:

Характеристика либретто “Пиковой дамы”
Теперь можно подвести итоги и дать оценку и характеристику либретто, составленного Модестом Чайковским, - того драматургического костяка, который лег в основу оперы Чайковского. Либретто “Пиковой дамы” не раз подвергалось суровым нападкам; его автора обвиняли и в драматургической беспомощности, и ...

Дальнейшее развитие г. Bad Balance: ВСЁ РОВНО (из интервью с Владом Валовым)
Совсем недавно, кажущаяся реальной, возможность возрождения в былом составе легендарной отечественной команды Bad B. умерла вместе с Михеем (Сергеем Крутиковым). Едва оправившись от такого шока многие хип-хоп головы разродились мнением, что ШеFF'у стоит оставить в покое Bad B., и заняться чем-то д ...

Настройка
Хочется напомнить, что почти все инструменты того времени были привилегией знати, светского круга. Лютня была придворным инструментом, и если орган называли «Королем всех инструментов», то лютню по праву считали «инструментом всех королей». Научиться на ней музицировать для знатной особы не состав ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru