Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова

Статьи о музыке » Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова

Страница 1

У Бориса Гребенщикова есть мечта. Мир должен быть немного лучше, чем он есть на самом деле. Некоторые намеки на построения БГ мы находим в его поэзии. При тщательном рассмотрении оказывается, что у мастера сложилась целая система социологических взглядов, в свою очередь, основанная на религиозном вероучении. Поэт создал свой, ни на что не похожий мир, по законам которого и должен развиваться тот человеческий социум, о котором грезит Гребенщиков и его последователи (к коим и я себя причисляю). Давайте же постараемся проследить ход мыслей нашего юбиляра.

Итак, все началось с того, что

Детство прошло в Сайгоне,

Я жил, никого не любя.

Была моя жизнь в обломе,

Пока я не встретил тебя.

В "Сайгоне" все были свои. Подойди к любому и спой ему прямо в лицо:

Где твой разум? Где твой разум?

Где мой ум? Где мой ум?

Я давно безумен, я давно безумен.

Ну а ты? Ну а ты?

- И я тоже безумен! - ответит незнакомец.

- Вот и хорошо!

Наделенные же разумом шли мимо, они оставались там, за стеной кафе. Никто ими не интересовался, взаимного любопытства с их стороны тоже не было, если, конечно речь не шла о дружинниках.

Ситуация в корне изменилась в тот вечер, когда Боб, примеряя на себя образ Гамлета, встретил простого человека на улице. Простой человек не пожелал проникать в глубины сознания молодого бунтаря и просто-напросто послал Боба. Борис Борисович, между тем, зла на своего обидчика не держал, а наоборот, попытался принять точку зрения последнего, увидеть мир с его колокольни.

Вчера я шел домой - кругом была весна.

Его я встретил на углу и в нем не понял ни хрена.

Спросил он: "Быть или не быть?"

И я сказал: "Иди ты на .!"

Каково же было удивление Гребенщикова, когда он узрел в своем оппоненте совершенно чуждый своей натуре прагматический взгляд на жизнь. Но тем не менее и эту невидаль смог прочувствовать всей своей поэтической душой проницательный исследователь:

Пусть кто-то рубит лес, я соберу дрова;

Пусть мне дают один, я заберу все два;

Возьму вершки и корешки -

Бери себе слова.

Гамлету пришлось убраться восвояси. И не тем остался он расстроен, что так невежливо с ним обошлись, а тем, что поговорить не получилось. Пытливый юноша не стал смиряться с таким положением дел, ведь

Науки юношей питают,

Но каждый юнош - как питон,

- резонно решил БГ, ставя перед собой задачу докопаться-таки до сути поставленной проблемы и вскрыть поэтическим скальпелем черепную коробку своего антипода.

Опробованный метод - смена ролей - результатов не дал, в существующей реальности задуманный проект был обречен на провал. Оставалось одно - создать реальность новую, попробовать себя в качестве демиурга. На арене появляется Пограничный Господь, который, будучи как две капли воды похож на своего прототипа, пьет портвейн и выполняет иные богемные функции. В сущности, эта идея была похожа на предшествовавшую ей: БГ абстрагировался от своей персоны и примерил на себя чужую личину, только отныне это была личина "третейского судьи", который со стороны должен был оценить происходящее. Итак, новый мир создан! Теперь следовало его кем-то населить. Борис Борисович не стал повторять ошибки своего коллеги, сотворившего ту Вселенную, несовершенства которой приходится расхлебывать всем нам, и наделил обитателей своего Универсума исключительными качествами.

Главная особенность гребенщиковского социума - полное отсутствие какой-либо стратификации. Все равны, но равны в своей гениальности и постоянном стремлении к совершенству. Например, тут нет характерных для буржуазного общества, начиная со времен индустриальной революции XVII-XVIII вв., противоречий между городом и деревней, отмеченных Гребенщиковым в одном из его реалистических произведений:

Я уезжаю в деревню, чтобы стать ближе к земле;

Я открываю свойства растений и трав.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для клавира или ...

Педагогические взгляды К.Черни
Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий. О Черни писали, спорили. Мнения подчас были противоположными. Черни высоко ставили Бетховен (об этом уже шла речь) и такой взыскательный художник, как Ф. Лист. В своих многочисленных методическ ...

Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812 года
В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубоких изменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на крупные ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru