Арам Хачатурян

Статьи о музыке » Арам Хачатурян

Страница 2

Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия.

В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху.

Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье». В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа Советской Армении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театре имени Вахтангова.

Годы войны.Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни «Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» и другие.

Из произведений крупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

Премьера балета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развивается драматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Их счастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза.

Вторая симфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживания советских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы.

В 1944 году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенный период.

В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора значительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальности будущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев и другие.

В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением автора прозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композитор посещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главной целью его жизни.

Появляется целый ряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет для кинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин», «У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б. Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

В 1946 году Хачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает его первому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскому виолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

Капитальное произведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году. Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в 1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание рабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего с борьбой народов за свою независимость.

Позднее творчество.

На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (для скрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновь возвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные «Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню» для альта.

С первых же послевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельность Хачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал во многих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами, докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплению дружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Звукотехнологии музыкального творчества в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры
После освоения технологий звукозаписи последовало развитие технологий создания принципиально новых инструментов музыкального звукоизвлечения и произошло революционное изменение концепции звука, понимаемого в контексте новых электронных технологий (О.Ушицкая, И.Вышеградский, А.Киселев). До этого эво ...

Произведения для контрабаса
Сочинения Боттезини отличаются от подобных сочинений его современ-ников стройностью и логичностью. Его сочинения – пример правильного со-отношения между показом и развитием темы. Виртуозный блеск в частности его концертов в сочетании с чисто итальянской напевностью делают их значительнейшими, нацио ...

Борис Гребенщиков
1. ФИОБорис Гребенщиков 2. Кто?Боб, Б. Г., Мастер Бо, Гребень, Борис Гребенщиков, вокалист, гитарист и лидер "Аквариума", автор песен, музыкальный гуру, буддист с гитарой наперевес . 3. Чем знаменит?Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, последние 25 лет вы провели в летаргическом ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru