Роль Джованни Боттезини в развитии исполнительного искусства

Статьи о музыке » Д. Боттезини. Творческий портрет » Роль Джованни Боттезини в развитии исполнительного искусства

Новые приемы открытые Боттезини в его виртуозных пьесах позволили превратить контрабас в солирующий инструмент, расширить исполнительские возможности, открыли новые краски в контрабасовом искусстве.

В отличие от своих современников-контрабасистов Боттезини сочинял не просто виртуозные произведения, а сочинения, которые звучат как подлинные шедевры. Например, Тарантелла является как раз таким сочинением, котрое отражает народный итальянский характер, благодаря удачно найденному раз-меру на шесть восьмых, использованию натуральных флажолетов, пассажей на струне “ре”, с одновременно звучащей струной открытой “соль”. Яркая вступи-тельная каденция танцевальная тема и средний раздел Meno Mosso — где характер меняется. Оживленное движение сменяется распевной кантиленой. Далее вновь звучит танцевальная музыка. Эта пьеса выгодно отличается от тогдашних контрабасовых сочинений (19в.), в которых стремительные пассажи были только самоцелью.

В Тарантелле автор использовал новые технические приемы. В частнос-ти, впервые в столь быстром движении применяются форшлаги, флажолеты, двойные ноты. Тарантелла — одно из самых эффектных произведений концерт-ного контрабасового репертуара.

В Большом концертном дуэте скрипка и контрабас выступают как два равноправных инструмента. Партия контрабаса изобилует техническими трудностями. Здесь и двойные ноты и характерные для Боттезини арпеджио. Интересно сочетание флажолетов и скрипки и контрабаса, играющих в сексту. В расходящихся пассажах скрипка часть играет ниже чем контрабас. “Большой концертный дуэт” в числе самых популярных произведений с большими техни-ческими трудностями для контрабаса и его “состязание” со скрипкой. Исполнитель добившийся “ничьей” в соревновании со скрипкой — это Испол-нитель, которого можно по праву назвать виртуозом.

Из всего перечисленного можно отметить стремление автора к блестя-щим пассажам, к натуральным флажолетам и арпеджио.

Джованни Боттезини является автором собственной “Методы” т.е. “Школы” игры на контрабасе, в этом смысле является крупной фигурой в области педагогики.

В первую половину 19 в. в Европе наметились два направления в области методики игры на контрабасе. Представители первого направления считали, что нотный материал следует распологать в учебниках по позициям. Этот метод в дальнейшем утвердился по всей Европе. Одним из создателей этого метода был профессор Пражской консерватории по классу контрабаса В. Гаузе, который в 1928 г. издал свою “Школу”.

Одним из представителей второго направления — бес позиционного изложения нотного материала в 19 в. был Боттезини.

Принципиально эти два направления расходились, прежде всего, по аппликатурной системе. Боттезини, его предшественники, его последователи считали невозможным охват на контрабасе полутона 1-2 пальцами, поэтому в первых трех позициях охват полутона они осуществляли 1-3 и 1-4 пальцами, а выше третьей позиции — 1-3 и 1-2 пальцами, а целый тон 1-4 пальцами.

Метода Боттезини была издана в 80-х гг. 19 в. Она состоит из двух час-тей. Первая часть рассматривает оркестровую игру на контрабасе, вторая — сольную игру.

В первой части Боттезини излагает общие методические принципы, после чего следуют практические указания. Предлагаются упражнения: ведение смычка по открытым струнам, для левой руки в одной позиции, освоение интервалов, украшение мелодичности голоса, переходы по струне, pizz.

Во второй части “Методы” рассматривается сольная игра на контрабасе. Указывается строй (Ля-Ре-Соль) трехструнного контрабаса и приводится диапазон инструмента по его реальному звучанию от Си контроктавы до Си второй октавы.

После изложения натурального звукоряда контрабаса Боттезини приво-дит натуральные флажолеты на всех струнах. Приводятся специальные упражнения для legato на высоких позициях струн Ля и Ре, даны двух октавные гаммы. Большое значение Боттезини придает штрихам, в частности большое значение Боттезини придавал выработке штриха — 2 раза вниз смычком.

Заканчивается вторая часть “Школы” Боттезини т.н. “Мелодическими этюдами” с сопровождением фортепиано.

При изучении “Школы” Боттезини выясняется насколько неестественна аппликатура хроматических ходов.

Парадокс состоит в том, что: итальянская школа считала охват полутона 1-2 пальцами неудобным, а охват 3-4 пальцами — естественным. Но обратим внимание на постановку левой руки Боттезини с опущенным локтем и висящей кистью. Если учесть, что он держал контрабас наклонно, то это в связи с постановкой левой руки объясняет использование такой аппликатуры. Во всяком случае такой аппликатурой играли величайшие контрабасисты, в том числе и сам Боттезини.

Вся “Метода ” Боттезини построена на гаммах и упражнениях к ним в соответствующей тональности.


Подробно о музыке:

Основные проблемы второго этапа работы
Составив художественный план исполнения, наметив своё эмоциональное отношение, исполнитель технически закрепляет музыкальную фактуру произведения, то есть способ изложения музыкальной мысли, который в свою очередь ставит проблему, связанную с аппликатурой . Аппликатуру можно считать правильной, е ...

Самба
До 1914 этот танец был известен под Бразильским названием "Maxixe". Первые попытки представить Самбу (Samba) в Европейские танцевальные залы относятся к 1923-24 годам, но только после Второй Мировой Войны Самба стала популярным танцем в Европе. Самба имеет очень характерный ритм, который ...

Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru