Лютня (Laud, Laute, Lute… etc.) - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Иконография инструмента этого периода подтверждает то, что лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Среди исполнителей на лютне – бесчисленное количество любителей и множество прославленных виртуозов (они же обычно и композиторы). Её любят в Италии, Германии, Франции, Англии, Польше, и лишь в Испании конкуренцию ей составляет виуэла, а позднее гитара.
Происхождение лютни относят к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н.э. Ею пользовались египтяне, персы, греки, римляне. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании, вскоре она становится популярной в большинстве европейских стран.
Наиболее типичные признаки конструкции лютни - овальный, выпуклый корпус (в виде продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая назад. Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну одинарную. Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней. В XVI веке наиболее распространённой была шестиструнная лютня со строем ADGHE'A'. Играли на лютне преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые
имели ряд вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и старофранцузская. На протяжении XVI века выдвинулись блистательные творческие фигуры композиторов-лютнистов. Крупнейшими из них явились: Франческо Канова да Милано и Винченцо Галилей в Италии, Ханс и Мельхиор Нойзидлеры в Германии, Джон Дауленд в Англии, венгр по происхождению Валентин Грефф Бакфарк, Войцех Длугорай и Якуб Рейс в Польше. Во Франции наиболее крупные композиторы-лютнисты появились уже в XVII веке.
Хотя лютню нередко использовали как сольный инструмент, всё же главным образом она служила для аккомпанемента. Вместе с тем её включали и в состав различных инструментальных ансамблей. В XVI - XVII веках получили распространение басовые разновидности лютни - теорба и китарроне.
В наши дни в связи с изучением старинной музыки возродился интерес и к лютне.
Подробно о музыке:
Некоронованный король хард-роковой гитары
Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе, а вовсе не о Джиме Хендриксе, как это могло показаться из названия. Не ущемляя заслуг Хендрикса, положившего начало роковой гитары, надо сказать, что Блэкмор достиг большего. Давая такую оценку, я вовсе не придерживаюсь сегодняшних позиций, когда хорош тот гитар ...
Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)
Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.
В 1804 ...
Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса
Многие ученые работали над проблемой развития музыкального вкуса. Особый вклад внесла В.Н.Шацкая [25]. Она говорила, что музыкальный вкус понимается, как определенный уровень музыкально-поэтических представлений, который дает возможность отмечать и ценить прекрасное в музыке, т.е. ее идейность и с ...