Струнные инструменты в Европе XV - XVII века

Статьи о музыке » Струнные инструменты в Европе XV - XVII века

Страница 1

Пятнадцатое столетие в Европе характеризует переломный момент в истории её культуры, а открытие пути в Новый Свет на исходе века сильно отразилось на многих сторонах бытия Старого Света. Виновница этих событий - Испания заняла первенствующее положение на мировой арене, но век её триумфа был недолог. Вскоре это была лишь южная окраина Европы…

Конечно культура Испании оказала влияние на европейскую, но всё же не гитара, а лютня стала здесь излюбленным музыкальным инструментом, пригодным как для домашнего музицирования, так и для услаждения слуха власть предержащих, была она и «академическим» инструментом. Виуэла же осталась исключительно испанским инструментам и в

Европе была почти не известна, или, во всяком случае, здесь её путали с гитарой. Разделённая от остальной Европы, и в первую очередь от Франции, грядой Пиренеев, представлявших в то время серьёзное препятствие для путешествий, Испания имела несколько каналов влияния на музыкальную европейскую культуру. Это морской путь (средиземное море) и в первую очередь, здесь надо отметить Неаполитанское королевство, входившую некоторое время в состав испанской короны и Италию. Далее – южный Прованс, да и вся Франция. Через Атлантику, кроме Франции, под «культурное влияние» Испании попадают «Низинные земли» - Нидерланды, тоже бывшие под испанским «покровительством» и «противная» островная Англия. Но две последние стороны, не попали непосредственно под это влияние. Нидерланды, страдающие от ига испанской короны, оказывали ей сильное сопротивление, и неприятие здесь всего испанского, было большим препятствием в распространении культа гитары, Грет Бретань была основным конкурентом Испании за власть на морях, поэтому и здесь гитара особенно не распространялась, а лютня, чей статус в Англии вознёс достаточно высоко «плаксивый» Джонни Доуленд, - пришла на остров из других стран Европы. Но, пожалуй, особо надо выделить Португалию, ещё недавно составлявшую часть конгломерата королевств Пиренейского полуострова, а какое-то время находившаяся под испанской короной, - в ту эпоху бывшую государством с наиболее развитыми торговыми связями, а по Тордсельянскому соглашению и с благословения хитроумного Папы – Александра Борджиа, имевшую свой путь в Новый Свет и свои владения там. Чрезвычайно близкое соседство с Испанией способствовало широкому распространению гитары в Португалии, а через торговые отношения гитара распространялась и у её партнёров.

Шарнассе утверждает, что, начиная с XIII века, гитара была инструментом на котором в Европе, и, «естественно», особенно во Франции, много и охотно играли, в т.ч. Шарнассе ссылается на то, что известный французский поэт Пьер Ронсар посвятил гитаре оду. В подтверждении своих выводов французский музыковед приводит выдержку из некоего сочинения, выпущенного в Пуатье (1556), автор коего не без сожаления замечает: «В моём раннем детстве больше увлекались [лютней], чем гитарой; но в последние двенадцать лет всё наше общество обратилось к гитаре; исполнители на гитаре сегодня чаще встречаются во Франции, чем в Испании». Далее Шарнассе пишет, как очень быстро мода на гитару распространилась на Западную Европу, завоёвывая Фландрию, Англию, Италию. И, с неким удивлением, Шарнассе замечает, что Испания в этот перечень не попадает. На мой взгляд, здесь необходимо разграничивать: в какой среде была тогда популярна гитара в Европе и мало распространена в Испании? Надо предполагать, что простолюдины не писали трактатов, а фаворитом испанских музыкантов-профессионалов той эпохи была всё же не гитара, а виуэла, и в этом разгадка вопроса Шарнассе. Действительно, во Франции проблемы музыкального искусства, в тесной связи с поэзией, горячо обсуждаются в кругу академии Антуана Биафа (1570-е годы), где содружество поэтов (во главе с Ронсаром) и музыкантов приходит к, своего рода, реформе музыкальной декламации по образу древних, но гитара здесь не занимает первенства. К сожалению, и у наших отечественных издателей, выпустивших объёмистый (827 страниц) сборник «Поэзия Плеяды» в двуязычной версии (имеются параллели на старо-французском языке), все места касающиеся гитары были обойдены вниманием. Что, вообще, касается отечественных изданий, то кроме случаев публикации кратеньких справок, что предваряют различные гитарные школы и содержат общие сведения по истории гитары, наших гитаристов не балуют обилием исторических сведений, которые можно встретить в зарубежных изданиях. Поэтому за отсутствием, пока, других источников – вынужден цитировать Шарнассе. Вот что пишет французский музыковед:

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Магнитофоны
Не смейтесь. И такое бывало. "Концерт для оркестра и четырех магнитофонов", да что там магнитофоны. У Штокхаузена есть "Пение отроков" для 6-ти коротковолновых приемников (!!!). Все, на комментарии по данным инструментам меня уже не хватает. ( .да, кстати, концерт для пишущей ма ...

Чувашский музыкальный фольклор как феномен народной культуры
В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Другие же придерживаются более традиционной позиции и настаивают на ограничении объема э ...

Светская музыка
Генеральная ориентация относительно центра — Центростремительная + центробежная (жажда удаленности: желание спрятаться от Бога, подобно согрешившему Адаму; в логическом и историческом пределе — скатиться в осатанение; первые симптомы — в ощущении паритетности, мнимого равенства, двух ветвей духовно ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru