Струнные инструменты в Европе XV - XVII века

Статьи о музыке » Струнные инструменты в Европе XV - XVII века

Страница 2

«В то время как строение большинства музыкальных инструментов продолжает эволюционировать, гитара, начиная с 1470 года, уже имеет вид, близкий к современному. Произведения изобразительного искусства, в первую очередь итальянского происхождения, донесли до нас черты такого инструмента.

Замечательный образец гитары XV века запечатлён в мозаике, которая украшает стены небольшой студии Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Однако этот инструмент кажется более громоздким и менее изысканным по сравнению с тем, который можно увидеть на фресках сделанных Пинтуриккьо около 1492 – 1495 годов в апартаментах Борджиа в Ватикане. Истинно современной выглядит гитара в руках поэта Аккилини на гравюре мастера Маркантонио Раймонди» - хотя большинство зарубежных исследователей идентифицируют изображённый здесь инструмент, как виуэлу, несмотря на то, что внешне инструмент не выглядит столь изящно, как того требовала традиция XVI века, впрочем, на данной гравюре изображена не виуэла, а инструмент итальянской школы – виола де мано, апологетом которой был и испанец Дьего Ортис (прим. Rustik68).

Далее читаем у Шарнассе: «На всех изображениях того времени, где музыкант-гитарист представлен в момент игры, по-прежнему преобладает горизонтальное положение инструмента. Игра пальцами начинает брать верх над игрой плектром.

…Если до сих пор гитара занимала почётное, но не первостепенное место рядом с виолой, ребеком, арфой, лютней и псалтерином, то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит около 1540 года…

Зимой 1539/40 года Карл V совершает поездку по Франции. Не исключено, что его сопровождают придворные виуэлисты. Их инструменты могли привлечь французов, которые приняли виуэлы за большие гитары. По другой версии (причём одно предположение не исключает второе) примером для подражания явился герцог Орлеанский, сын Франсуа I. Он учится игре на гитаре, возможно для того, чтобы прельстить испанскую принцессу, дочь или племянницу Карла V, которая незадолго до этого была обещана ему в жёны. Воспитатель молодого герцога, поэт и музыкант Меллен де Сен-Желе даёт ему уроки. В своей поэме Сен-Желе рассказывает, как из-за болезни герцога занятия на гитаре были временно прерваны.

Артистическая и интеллектуальная элита, хотя и влюблённая в лютню, считает себя обязанной последовать примеру герцога. Сам Ронсар признаётся:

…Очнувшись, трогаю струну моей гитары

И, прислонясь плечом к тенистой липе старой,

Читаю вслух стихи… »

Но, пожалуй, наиболее любопытным фактом, косвенно подтверждающим существенное влияние французской музыкальной традиции, на развитие гитары, является одна из книг Гильома де Морле. Здесь изображена четырёхрядная гитара, в конструкции которой (в т.ч. и колковой коробки) явственно видно, что первая струна у неё одинарная (сольная), приспособленная для исполнения ведущей мелодии. Глядя на это изображение гитары (середина XVI века), просто дивишься: о чём толкуют современные исследователи истории гитары, утверждающие, что гитара XVI века имела исключительно парные струны и была чисто гармоническим инструментом? Всё-таки надо отдать должное исследованиям Элен Шарнассе…

XVI век в Европе, характерен проникновением эстетики Ренессанса почти во все музыкальные культуры. Прошло уже достаточно времени, чтобы влияние ренессансного гуманизма распространилось так или иначе помимо Италии и в других странах Европы. Во многих европейских центрах XVI столетия сложилась просвещённая среда, в которой преобладали художественные интересы, увлечение античностью, её памятниками и эстетическими воззрениями, стремление участвовать в развитии музыки согласно новым идеалам эпохи. Даже политические потрясения (изгнание Медичи из Флоренции в 1494 году), войны, разгром Рима немецкими ландскнехтами в 1527 году не отвлекли в конечном счёте гуманистическую среду от вопросов искусства.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Быстрые темпы
Allegro (аллегро) – скоро Vivo (виво) – живо Vivace (виваче) – живо Presto (престо) – очень скоро ...

Воспитание стабильного ощущения веса руки
Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно на­ходиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду иг­ра как в положении стоя, ...

Штрихи на домре
Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д. Выявить красочный звуковой план произведения помогают штрихи. Штрих (нем. Strich – линия, черта) – это способ, характер ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru