Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди - создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии ("Риголетто", 1851; "Травиата", 1853; "Анда", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф", 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: "Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме" Л. Делиба (1883), "Манон" Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. - "Кармен" Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.
Немецкая опера 2-й половины 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии - система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера - "Тристан и Изольда" (1859), тетралогия "Кольцо нибелунга" (1854-74), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882).
В последнем десятилетии 19 в. в итальянской О. возникло новое направление - веризм. Среди веристских О. выделяются "Сельская честь" П. Масканьи (1890), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", 1892; "Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Чио-Чио-сан", 1904).
В результате освободительного движения в Восточной Европе в 19 в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) и "Проданная невеста" (1866) Б. Сметаны, "Галька" С. Монюшки (1847), "Ласло Хуньяди" (1844) и "Банк Бан" (1852) Ф. Эркеля.
Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине - С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем", 1863), Н. В. Лысенко ("Наталка Полтавка", 1889), в Грузии - М. А. Баланчивадзе ("Дареджан коварная", 1897), в Азербайджане - У. Гаджибеков ("Лейли и Меджнун", 1908), в Армении - А. Т. Тигранян ("Ануш", 1912) и др.
Музыкальные течения конца 19 - начала 20 вв. представлены и в оперном искусстве: импрессионизм - в операх К. Дебюсси ("Пеллеас и Мелизанда", 1902); экспрессионизм - Р. Штрауса ("Саломея". 1905; "Электра", 1908), А. Шёнберга ("Ожидание", 1909; "Счастливая рука", 1913), А. Берга ("Воццек", 1921), П. Хиндемита ("Кардильяк", 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (О.-оратория "Царь Эдип", 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо ("Бедный матрос", 1927; "Христофор Колумб", 1930), К. Орфа ("Луна", 1938; "Умница", 1942), М. де Фальи ("Жизнь коротка", 1905, пост. 1913), З. Кодая ("Хари Янош", пост. 1926), Л. Яначека ("Её падчерица", 1903), Дж. Энеску ("Эдип", 1932), П. Владигерова ("Царь Калоян", 1936) и др. Значительным явлением в О. 20 в. стала "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1935). Это - первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.
Подробно о музыке:
Белые в джазе
Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их "семейные дела", но и некоторые бе ...
Благословение колокола
Так же как родившегося человека, вступающего в жизнь, положено было крестить, так и отлитый колокол, прежде чем занять свое место на колокольне, получал благословение. Существовал специальный "Чин благословления кампана, си есть колокола или звона"13, где сказано, что прежде чем повесить ...
Bathory
Bathory
Шведская блэковая команда "Bathory" практически является проектом одного человека по кличке Квортон. Эта таинственная личность по одной из легенд является Томасом Форсбергом, сыном главы "Black Mark Records" Борье Форсберга. А еще раньше этот тип был известен под псевдо ...