История музыки

Статьи о музыке » История музыки

Страница 5

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787), философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана ("Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, 1779; "Санкт-петербургский гостиный двор", в новой редакции под названием "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского - В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.

Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические произведения агитационного плана ("Республиканская избранница, или Праздник добродетели", первоначальное название - "Праздник Разума", Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе "опера спасения" ("Лодоиска" Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии - опера Л. Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816).

Начало и середина 19 в. связаны с утверждением романтизма в национальных оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830; "Гугеноты", 1835), в Италии - В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского (1835).

19 в. - время становления и расцвета русской О. Главой русской классической О. был М. И. Глинка. Его О. - народно-патриотическая "Иван Сусанин" (1836) и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) - ярчайшие образцы реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них - народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1869, 2-я редакция 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова - сказочная "Снегурочка" (1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др. Одно из величайших явлений музыкального театра - оперное творчество П. И. Чайковского. Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. ("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа", 1883), и к народно-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов ("Вражья сила", 1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов ("Алеко", 1892).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Подробно о музыке:

Возвращение на Родину: о Донском казачьем хоре под руководством С. А. Жарова
Сергей Алексеевич Жаров родился в 1896 году в городе Макарьеве Костромской губернии. Петь любил с детства, и когда ему было 10 лет, отец отдал его в Московское Синодальное училище. Учился он здесь неважно. По музыкальным предметам имел тройки, гораздо реже четвёрки. Любимым предметом была гражданск ...

Рихард Штраус (1864-1949)
Рихард Штраус, великий немецкий оперный композитор, второй по величине после Вагнера, завоевал успех двумя бурными драмами: "Саломеей", основанной на библейской истории о страсти Саломеи к Иоанну Крестителю, и "Электрой", древнегреческой трагедией об убийстве и мести. В этих дву ...

Модест Мусоргский
Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор. Характерные черты его творчества — самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкаль ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru