Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста[1]. Не последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на службу у курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец[2] по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность, гордость и независимость нрава.
Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К
обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего
ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.
Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность
музыкального руководителя боннского “национального театра”. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.
В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл
тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена не
последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хватало…
В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов.
По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение
перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года юноша направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон Жуана”, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить”.
Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал
из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,
бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.
После смерти жены отец совсем опустился, а вскоре и вовсе умер. Людвиг
становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте
в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно
подорвало здоровье Бетховена. К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую
заметные следы на лице.
Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год. Почему он прекратил занятия – неизвестно.
Бетховену не удалось получить систематического образования. С 11-ти лет
будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако он начал заниматься самообразованием: изучил французский и
итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к
классической литературе.
Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его
навеки осталось верным этому краю.
В течение 4-ёх лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен
прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.
Подробно о музыке:
Лирико-психологические оперы
Чайковский явился создателем новой отрасли русского театра, ставшей очень любимой народом; композитор написал много разнообразных oпep, но лучшие из них принадлежат к роду лирико-психологической музыкальной драмы. До Чайковского область лирико-психологической оперы была отчасти затронута Даргомыжс ...
Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры
Летописец Нестор в "Повести временных" лет описал состояние русских послов, находившихся в греческой церкви, такими словами: "И не свемы, на небе есмы были, ли на земли: несть бо на земли такого вида ли красоты такоя, и не доумеем бо сказати, токмо то вемы, яко онъде Богъ с человеки ...
Традиция перевода оперного либретто Р. Вагнера в русской художественной культуре 80-х годов ХIХ – 10-х годов ХХ века
К проблеме "русского Вагнера
Мощное воздействие вагнеровского гения на русскую художественную культуру конца ХIХ – начала ХХ века, во многом обусловленное столичными театральными премьерами всех опер немецкого композитора, неоспоримо. Первоначальное восприятие произведений Вагнера как " ...