Семья. Детские и юношеские годы

Статьи о музыке » Людвиг Ван Бетховен » Семья. Детские и юношеские годы

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Этот не большой городок был резиденцией кельнского курфюрста[1]. Не последнее место отводилось здесь музыке. В музыкальной капелле на службу у курфюрста находились дед и отец Людвига. Дед композитора – фламандец[2] по происхождению ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Бетховен многие черты характера: настойчивость и неистовую работоспособность, гордость и независимость нрава.

Иоганн ван Бетховен – отец Людвига – также служил в капелле. Певец, скрипач и клавесинист, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига. К

обнаружившемуся с раннего детства дарованию Бетховена он отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял 4-летнего

ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердя бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение у Бетховена было без всякой системы: один учитель сменял другого, и хотя среди них встречались и знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.

Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность

музыкального руководителя боннского “национального театра”. С 1782 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.

В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина; тогда ему шёл

тринадцатый год. Но никаких перемен в материальном положении Бетховена не

последовало. Когда Людвигу исполнилось14 лет, его отец окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хватало…

В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал аристократических домах и при дворе. Его импровизации за клавесином, полные огня и воображения уже тогда поражали слушателей. Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов.

По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение

перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы становится непреодолимым желанием Бетховена. И весной 1787 года юноша направляется к Моцарту в Вену. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон Жуана”, всё же нашёл время послушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех, кто там присутствовал. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить”.

Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал

из Вены домой. Её хрупкий организм не выдержал тяжелой длительной болезни,

бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды.

После смерти жены отец совсем опустился, а вскоре и вовсе умер. Людвиг

становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте

в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно

подорвало здоровье Бетховена. К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую

заметные следы на лице.

Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. Во время французской революции Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Но он проучился там всего один год. Почему он прекратил занятия – неизвестно.

Бетховену не удалось получить систематического образования. С 11-ти лет

будущий композитор уже перестал посещать общеобразовательную школу. Однако он начал заниматься самообразованием: изучил французский и

итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к

классической литературе.

Как ни печально было детство Бетховена, он навеки сохранил о нём и о его родных местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание. Сердце его

навеки осталось верным этому краю.

В течение 4-ёх лет – с 1788 года до отъезда из Бонна в 1792 году – Бетховен

прошёл превосходную практическую школу оркестровой игры и изучил все популярные оперы того времени.


Подробно о музыке:

Генрик Венявский
Генрик Венявский /1835-1880/ «Шопен скрипки», «Лист скрипки», «Второй Паганини» — как только не называли молодого Генрика Венявского. Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ. Вот мнение знаменитого скрипача Иозефа ...

Педагогические взгляды К.Черни
Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий. О Черни писали, спорили. Мнения подчас были противоположными. Черни высоко ставили Бетховен (об этом уже шла речь) и такой взыскательный художник, как Ф. Лист. В своих многочисленных методич ...

Работа над полифонией, И. Бах, ХТК, прелюдия и фуга, си бемоль минор
Особые трудности возникают в работе над полифоническими произведениями. Здесь тоже надо помочь разобрать тональный план, объяснить целесообразность аппликатуры, проанализировать структуру произведения, выучить мелодию каждого голоса наизусть. Поскольку особую трудность вызывает прослушивание средн ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru