О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

Статьи о музыке » О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

Страница 2

!

***

Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования Аберта, Кёхель делает ссылку: «см. KV Anh. 135». Обратимся (стр.539) к данному номеру: это соната F-dur для фортепиано. По этой сонате в редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана в предисловии читаем: «… Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю, которую следует рассматривать по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание…».

Достаточно сравнить Rondo сонаты C-dur («Легкая соната» по Кёхелю № 545) редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана (стр.117) и Allegretto сонаты F-dur (стр.130) – можно убедится в их схожести, если даже не в одном первоисточнике.

Ø Обратимся вновь к Аберту (стр.158 в указанном выше источнике). «Обе завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время, – C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570)…» (курсив цитаты сохранен).

Я намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных сонат Моцарта под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана. В последовательность сонат C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570) «просочилась» соната F-dur (KV Anh. 135).

И вот вновь сноска Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной сонате C-dur (KV 545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним

объединена с первой частью скрипичной сонаты F-dur (KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная соната (KV Anh. 135)». Конец цитаты. Выделение – мое (прим. В.В.)

Но не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты B-dur (KV 570), изложенный Абертом (стр.158 в указанном выше источнике): «В печати к ней была произвольно добавлена скрипичная партия». Как говорится – без комментариев. Случайно или нарочно были произведены такого рода «путаницы» – я не могу пока ответить.

Не умалив достойное имя В.А.Моцарта, мы пришли к выводу: тех двух сонат, которые «подарили» нам от имени великого композитора составители Мартинсен и В.Вайсман у Моцарта не существовало. Вернее, данная музыка существовала не как фортепианные сонаты. Отбросив две сонаты из девятнадцати, мы получим число семнадцать

: ровно столько собственно фортепианных сонат, написанных Моцартом для клавира (фортепиано).

Далее привожу список собственно клавирныхсонат, найденных мною у Кёхеля:

1. KV 279 C-dur

2. KV 280 F-dur

3. KV 281 B-dur

4. KV 282 Es-dur

5. KV 283 G-dur

6. KV 284 D-dur

7. KV 309 C-dur

8. KV 310 a-moll

9. KV 311 D-dur

10. KV 330 C-dur

11. KV 331 A-dur

12. KV 332 F-dur

13. KV 333 B-dur

14. KV 457 c-moll

15. KV 545 C-dur

16. KV 570 B-dur

17. KV 576 D-dur

Также имеется номер KE 547a F-dur со ссылкой на KV Anh. 135 – о ее «возникновении» мы уже узнали у Аберта.

Я считаю совершенно правильным утверждение Алексеева А.Д. о количестве написанных Моцартом сонат – собственно фортепианных сонат Моцарт написал 17

. Тем не менее, я допускаю возможность исполнения большего количества произведений, которые В.А.Моцарт писал и не какклавирные/фортепианные/ сонаты. Прекрасная музыка должна звучать не переставая!

***

Цель моей работы: не «обеднить» мировую звуковую сокровищницу, «изъяв из ее рядов» два произведения. Эти произведения звучат и без права называться фортепианными сонатами Моцарта, звучат они и как сонаты Моцарта, или как Allegro F-dur, Andante B-dur, Рондо F-dur… Дело не в этом. Студенты имеют право на исполнение сонат №№ 15 и 17 по редакции Мартинсен и В.Вайсман (да и других составителей). Просто необходимо объяснить ученику спорность происхождения этих произведений, как собственно фортепианных сонат Моцарта

. Знания должны быть полными.

Я хочу на данном примере убедить всех преподавателей пользоваться различными компетентными источниками при проведении своих уроков. В таких случаях, при ответах на экзаменах или зачетах, студент сам должен уметь ссылаться на компетентный источник, благодаря которому и были получены те или иные сведения или знания. А задача педагога – помочь студенту разобраться в тех или иных противоречиях, которые могут возникнуть и на уроках, и во внеурочное время.

Вчерашний В.В.

Страницы: 1 2 


Подробно о музыке:

Игорь Шкляревский, критик
С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки - В тайге мороженого нам не подают. Не будем обращать внимание на такие мелочи, как "жуем мороженое", "без остановки", "не подают". В песне Серега поги ...

Цель анализа в свете генеральной функции серьезной музыки
Всякая деятельность предваряется упованием. От воспитания музыкой в школе мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников — и к этой возвышенной цели направляем педагогический ана ...

Bathory
Bathory Шведская блэковая команда "Bathory" практически является проектом одного человека по кличке Квортон. Эта таинственная личность по одной из легенд является Томасом Форсбергом, сыном главы "Black Mark Records" Борье Форсберга. А еще раньше этот тип был известен под псевдо ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru