О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

Статьи о музыке » О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

Страница 2

!

***

Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования Аберта, Кёхель делает ссылку: «см. KV Anh. 135». Обратимся (стр.539) к данному номеру: это соната F-dur для фортепиано. По этой сонате в редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана в предисловии читаем: «… Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю, которую следует рассматривать по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание…».

Достаточно сравнить Rondo сонаты C-dur («Легкая соната» по Кёхелю № 545) редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана (стр.117) и Allegretto сонаты F-dur (стр.130) – можно убедится в их схожести, если даже не в одном первоисточнике.

Ø Обратимся вновь к Аберту (стр.158 в указанном выше источнике). «Обе завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время, – C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570)…» (курсив цитаты сохранен).

Я намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных сонат Моцарта под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана. В последовательность сонат C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570) «просочилась» соната F-dur (KV Anh. 135).

И вот вновь сноска Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной сонате C-dur (KV 545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним

объединена с первой частью скрипичной сонаты F-dur (KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная соната (KV Anh. 135)». Конец цитаты. Выделение – мое (прим. В.В.)

Но не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты B-dur (KV 570), изложенный Абертом (стр.158 в указанном выше источнике): «В печати к ней была произвольно добавлена скрипичная партия». Как говорится – без комментариев. Случайно или нарочно были произведены такого рода «путаницы» – я не могу пока ответить.

Не умалив достойное имя В.А.Моцарта, мы пришли к выводу: тех двух сонат, которые «подарили» нам от имени великого композитора составители Мартинсен и В.Вайсман у Моцарта не существовало. Вернее, данная музыка существовала не как фортепианные сонаты. Отбросив две сонаты из девятнадцати, мы получим число семнадцать

: ровно столько собственно фортепианных сонат, написанных Моцартом для клавира (фортепиано).

Далее привожу список собственно клавирныхсонат, найденных мною у Кёхеля:

1. KV 279 C-dur

2. KV 280 F-dur

3. KV 281 B-dur

4. KV 282 Es-dur

5. KV 283 G-dur

6. KV 284 D-dur

7. KV 309 C-dur

8. KV 310 a-moll

9. KV 311 D-dur

10. KV 330 C-dur

11. KV 331 A-dur

12. KV 332 F-dur

13. KV 333 B-dur

14. KV 457 c-moll

15. KV 545 C-dur

16. KV 570 B-dur

17. KV 576 D-dur

Также имеется номер KE 547a F-dur со ссылкой на KV Anh. 135 – о ее «возникновении» мы уже узнали у Аберта.

Я считаю совершенно правильным утверждение Алексеева А.Д. о количестве написанных Моцартом сонат – собственно фортепианных сонат Моцарт написал 17

. Тем не менее, я допускаю возможность исполнения большего количества произведений, которые В.А.Моцарт писал и не какклавирные/фортепианные/ сонаты. Прекрасная музыка должна звучать не переставая!

***

Цель моей работы: не «обеднить» мировую звуковую сокровищницу, «изъяв из ее рядов» два произведения. Эти произведения звучат и без права называться фортепианными сонатами Моцарта, звучат они и как сонаты Моцарта, или как Allegro F-dur, Andante B-dur, Рондо F-dur… Дело не в этом. Студенты имеют право на исполнение сонат №№ 15 и 17 по редакции Мартинсен и В.Вайсман (да и других составителей). Просто необходимо объяснить ученику спорность происхождения этих произведений, как собственно фортепианных сонат Моцарта

. Знания должны быть полными.

Я хочу на данном примере убедить всех преподавателей пользоваться различными компетентными источниками при проведении своих уроков. В таких случаях, при ответах на экзаменах или зачетах, студент сам должен уметь ссылаться на компетентный источник, благодаря которому и были получены те или иные сведения или знания. А задача педагога – помочь студенту разобраться в тех или иных противоречиях, которые могут возникнуть и на уроках, и во внеурочное время.

Вчерашний В.В.

Страницы: 1 2 


Подробно о музыке:

Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад)
Прокофьев Сергей Сергеевич – выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством ма ...

Ольга Сергеева, журналистка
На концерте, посвященном 60-летию Юрия Иосифовича Визбора, конфликт между поколением "отцов", романтиков 60-х, и "детей", скептиков 90-х, был исчерпан. Все они плакали и смеялись над одним и тем же. Есть пророк в своем отечестве. Просто он должен говорить правду. Всегда. И даже ...

Борис Савченко, искусствовед
Юрий Визбор (1934-1984) - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоявших у истоков авторской песни. Тем людям, чья молодость пришлась на 50-е годы, имя Визбора было тогда более близким, чем имя Булата Окуджавы. Окуджава требовал определенного настроения, его п ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru