1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвижных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют исключительное значение во всех ее действиях.
2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкретные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и находится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие конкретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изолированных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей руки.
3. Мышечные группы частей руки весьма различны по своим физическим возможностям: от весьма сильных - зона лопатки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма слабых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвижность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зонами руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышечных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мышечным перенапряжениям.
Для того, чтобы правильно организовать двигательный процесс начинающего ученика, необходимо не только знать основные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначальной постановкой. В этом и заключается основная задача педагога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.
Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные положения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную для его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педагога - собрать все изолированные части руки в единую двигательную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава- явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугубляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние. Столь же важно помнить. что одна из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправильный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.
Подробно о музыке:
Роль Джованни Боттезини в развитии исполнительного искусства
Новые приемы открытые Боттезини в его виртуозных пьесах позволили превратить контрабас в солирующий инструмент, расширить исполнительские возможности, открыли новые краски в контрабасовом искусстве.
В отличие от своих современников-контрабасистов Боттезини сочинял не просто виртуозные произведени ...
Винченцо
Беллини (1801-1835)
Третьим из этой группы великих композиторов был Винченцо Беллини, самый молодой из них. Он умер от внезапного приступа дизентерии в возрасте 33 лет. Произведения его были необыкновенно мелодичны и грациозны. Его музыкой всегда восхищался Шопен. Письма Беллини раскрывают его как человека злобного, ...
Музыкальные способности и их классификация
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то нов ...