Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)

Статьи о музыке » Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)

Страница 1

Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

В 1804году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинки глубоко запали сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его.

В домашнем быту у родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный.

“Музыка- душа моя”, - сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: “Может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я преимущественно разрабатывать народную русскую музыку.”

Всякий приезд крепостного оркестра был для мальчика праздником. Со скрипкой ( на которой он учился у одного из крепостных музыкантов) или флейтой маленький Глинка присаживался к музыкантам и по слуху играл с ними “Отец часто гневался на меня, что я не танцую и оставляю гостей, - вспоминал впоследствии Глинка, - но при первой возможности я снова возвращался к оркестру”.

Вскоре в доме появилась гувернантка – В.Ф.Кламмер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Мальчик учился легко и проявил особенные способности к языкам и рисованию.

С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Этот пансион считался одним из лучших учебных заведений. Среди его преподавателей были такие незаурядные люди. Как А. Куницын(один из любимых учителей Пушкина), профессор географии К. Арсеньев - горячий противник крепостничества. Преподавателем русской словестности и воспитателем Глинки был В. Кюхельбекер – друг Пушкина, будущий декабрист. Кюхельбекер учил” чувствовать и мыслить”. Нет сомнения в том, что он способствовал развитию у Глинки чувства любви и уважения к народу, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкой жил брат Пушкина Лев Сергеевич. Благодаря ему, Глинка в юные годы познакомился с великим поэтом, который бывал в пансионе, навещая Кюхельбекера, товарища по лицею и младшего брата. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина. В эти годы он серьезно занимался и музыкой, брал уроки фортепианной гитары и теории музыки. Глубокое впечатление произвели на него три урока, взятые у знаменитого пианиста Джона Фильда. Успешно изучал Глинка языки - латинский, французский, немецкий, английский и персидский. Часто бывал в театре, особенно увлекался оперой и балетом. Во время летних каникул усердно занимался с крепостным оркестром своих родственников, дирижируя им.

По окончании пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его: она отрывала от занятий музыкой, мешала творчеству. Вскоре он вышел в отставку.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Музыкальные приметы
Приметы - вещь чрезвычайно распространенная. Практически каждый человек верит в них в большей или меньшей степени. Даже те, кто плюет на черных котов, переходящих через дорогу и на разбитые зеркала нет-нет, да и поймает себя на мысли, что он старается встать с правой ноги или обязательно сует свой ...

Современные танцы
Понятие модерн-танца появилось в русле распространенного в 20-х годах стиля модерн. Этот стиль включал в себя две противоположности. С одной стороны, он вбирал в себя черты элитарной культуры, с другой - в нем присутствовал революционный дух масс, господствующий в то время. Основная задача заключ ...

Африканские корни
То, что джаз является детищем американских негров, несомненно. Ясно, что негры, попадая из Африки в Америку, привозили оттуда свои обычаи, традиции. Особенность коренных африканцев в том, что они постоянно ощущают свою связь с общиной, поэтому обычаи и традиции негра в основном показывают, выражаю ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru