- сăпка çÿлěсен поэзийě (колыбельная поэзия), которая предназначена для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют тихое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность;
- календарь поэзийě (календарная поэзия). Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашского народа, так как чуваши с давних пор считали, что именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силу природы;
- чěнÿ-йыхрав сăвви (заклички-приговорки). Это самый распространенный жанр детского фольклора. Заклички – это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы: солнцу, дождю, а приговорки – к животным и растениям. Присуще закличкам прямое обращение, утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова, клича; а также образование определенной сложившейся мелодической структуры, характерной лишь для этого жанра. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность.
Хěвел тух, хěвел тух!
Ачу шыва кайнă, тет.
Турчăкупа туртса ил,
Милкÿпелен шăлса ил.
- кулленхи сăвă-юрă (повседневные стихи-песни) – предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива;
- вăйă юррисем (игровые). Многие игры, как было упомянуто выше, имели прямую связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни. Здесь имеет место синтез слова, движения и музыки. И они способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения;
- витлешÿ такмакěсем, шÿтсем (дразнилки, шутилки). В них дети критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных ребят:
Йăван, Йăван, йăваланчăк
Хăйма çиме хыпаланчăк;
- хăвăрт калани (сăмах) (скороговорки). Они исполнялись при помощи трудно выговариваемых словосочетаний:
Кантăр вăрри картара
Хура Макар урамра
Макар хуре картара;
- вăрттăн чěлхе, юмах-халап (загадки - сказки);
- калавсемпе юптарусем (рассказы-притчи). В произведениях этого жанра детей привлекают юмор, задор, живость, ритмический характер, так как рассказывают о нереальных событиях.
Чувашский детский фольклор интересен и доступен для представителей юного возраста. Можно отметить тесную связь с детской поэзии с обрядами взрослых и молодежи, подчеркнуть что многие тексты образцов детского песенного фольклора имеют архаичную форму стиха – речитативную. Собственно песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам “взрослого” музыкально –поэтического фольклора. Наследие, создаваемое тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя просто и ясно на уровне детской игры.
Таким образом, детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой «любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.
В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать.
Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.
Подробно о музыке:
О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для клавира ил ...
Информационное поле музыкального театра
Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством и с хороводными мусическими действами. Необходимо подчеркнуть преемственность театральных действ не только от действий запевал хоровода, но и всех участников хоровода ...
Association
Association
"The Association" – одна из наиболее недооцененных групп родом из 60-х годов. Свой самый продуктивный период коллектив пережил с 1966 по 1969 годы, когда на свет появились его самые значительные хиты "Along comes Mary", "Cherish", "Windy" и " ...