Произношение

Страница 2

Академическое пение у старообрядцев нельзя в полном смысле отождествлять с пением профессиональных певцов, исполняющих светскую музыку. Разница между ними весьма существенная. Старообрядческие певцы, в основном мужчины, как бы "глубят" звук, или, как они сами выражаются, "гундосят", то есть поют и не открытым звуком, и не в полном смысле академически поставленным голосом. Не случайно, певцы, если слушают какую-либо фонограмму, всегда безошибочно отличают свое, старообрядческое исполнение от академического светского или фольклорного именно по манере звукоизвлечения. Очевидно в этом сказывается и то, что это монодийное пение, в нем легче отличить "свое" от "чужого".

Влияют на звукоизвлечение и такие факторы, как размер храма, его акустика, и то, где воспитывался будущий певец — в большом хоре при постоянных архиерейских службах или при полном отсутствии всего этого в приходе десятилетиями. Сказывается, возможно, как и в вопросе о темпе, и географическое положение общины: на севере или на юге и т. д. Наконец, имеет значение природный дар того или иного певца. Можно назвать плеяду классических, в старообрядческом смысле, певцов и священнослужителей, одаренных богатыми, красивыми голосами. В разговоре с исполнителями на такой вопрос я всегда получал однозначный ответ, что тот или иной певец воспитывался в своей общине, он не учился в светских учебных заведениях, ему никто не ставил голос. Школой для него являлась практика на клиросе, культура служащего в приходе священника, певцов в хоре и его учителя по крюкам. Единственно, чему он действительно учился, так это четкой и правильной дикции (о чем уже говорилось выше). Педагоги всегда следили за складками мышц лица, губ. Естественно, это определенным образом влияет на звукоизвлечение.

В Рогожской общине приходилось слушать воспоминания прихожан о посещении их храма в начале прошлого столетия Федором Ивановичем Шаляпиным. По их рассказам, он восхищался диаконами и приглашал некоторых петь в опере. В начале 1980-х годов Михаил Ферапонтович Лазарев, опытный певец общины (ныне покойный), в беседе со мной подчеркивал, что настоящее старообрядческое пение (в том числе и по звукоизвлечению) было тогда, когда хором руководил Я. А. Богатенко (то есть в начале XX века). Себя и своих коллег он считал в этом отношении уже как бы "испорченными" внешними влияниями. Уставщик и певец правого клироса Валентин Александрович Лукин говорил о высоком профессиональном пении духовенства Рогожской общины после войны. Во время официального визита в СССР французского президента Рене Коти и посещения им Старообрядческой Архиепископии рогожские священники исполняли для него стихиры Пасхе (теноровыми голосами). Президент пришел в восхищение. Михаил Георгиевич Морозов, также певец Рогожской общины, объяснял, что во время вручения священнику или диакону кадила в алтаре в начале богослужения произносится молитва. Желательно, чтобы это делалось "ворчковатым басом". Прихожане же, не различая слов молитвы, должны прежде всего слышать "басение", знать, что начинается служба, берется кадило.

Если хор поет академическими голосами, то каждая группа (мужская и женская) поет в унисон. Что касается октавной дублировки голосов, то в мужском хоре она возникает при наличии теноров и басов или пения мальчиков, а в женском — в том случае, если часть поет в академической манере, а другая — в народной (о чем уже шла речь выше). В Стрелъниково в хоре приняты голоса бархатные и приглушенные. Однажды с ними пела гостья из Новосибирска. Стрельниковцы потом отметили, что ее голос "не подходит для нашего хора" из-за своей металлической окраски. В Москве, на Рогожском, как уже упоминалось, особенно на правом клиросе, приняты яркие, звонкие женские голоса. Красиво и по-своему неповторимо в тембровом отношении пение у казаков-некрасовцев (мужское), в Куничах (смешанным составом).

Особый интерес в певческой культуре старообрядцев представляет изучение голосов священнослужителей. В связи с этим, очень важно в службе соотношение последнего звука хора и первого звука возгласа священника, и наоборот. Если священник воспитывался в своей общине, то ему все знакомо и понятно. Если же он из другого места, то в первое время между ним и хором возникают определенные нестроения. В одних случаях священник утверждает свою манеру ведения службы (как это было в Гомеле в 1970-1980-е годы при отце Евгении Бобкове), в других случаях община отстаивает свой, сложившийся стиль (в Стрелъниково).

Страницы: 1 2 3 4


Подробно о музыке:

Служба в Зальцбурге
После смерти матери осиротелый Моцарт почувство­вал себя еще более одиноким в Париже, да отец его и не желал, чтобы он оставался там без материнского надзо­ра. Леопольд Моцарт теперь ясно видел, что Париж не оправдал возложенных на него надежд, и потому, как только в Зальцбурге освободилось место п ...

Ольга Сергеева, журналистка
На концерте, посвященном 60-летию Юрия Иосифовича Визбора, конфликт между поколением "отцов", романтиков 60-х, и "детей", скептиков 90-х, был исчерпан. Все они плакали и смеялись над одним и тем же. Есть пророк в своем отечестве. Просто он должен говорить правду. Всегда. И даже ...

Bread
Bread "Bread" являлись одной из наиболее популярных поп-групп начала 70-х годов. В то время ансамбль выпустил вереницу успешных мелодичных софт-роковых синглов, автором которых являлся клавишник и вокалист Дэвид Гейтс (р. 11 декабря 1940, Оклахома). Продюсер и сессионный музыкант, в 1968 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru