Гитара: Guitarra antiqua

Статьи о музыке » Гитара: Guitarra antiqua

Страница 1

Гитара:

Guitarra antiqua

Хотя родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

На миниатюрах украшающих рукопись "Кантиги Святой Марии", автором которой считается король Кастилии Альфонс X Мудрый (1230-1284), встречаются изображения гитары. Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно судить по другому источнику - "Книге Благой любви" Хуана Руиса. Это гитара мавританская и гитара латинская.

Гитара латинская и мавританская (миниатюра из рукописи "Кантиги Святой Марии")

Мавританская гитара (guitarra sarracenica), овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра, так и с помощью пальцев - в XIII веке смычок выходит из употребления. С этого времени начинают формироваться два различных приёма звукоизвлечения - с помощью защипывания струны или посредством трения о струну, в дальнейшем, обособляясь, каждый из них превращается в самостоятельный способ игры на инструменте. В практике же виуэлы, напротив, остаётся допустимым использование смешанных приёмов.

Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами (по мнению Шарнассе, преимущественно пальцами). Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в "талии"; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры - использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

Гитара того времени, несмотря на восторженное описание Шарнассе, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). В XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой - на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

В литературе, посвященной испанской музыке эпохи Возрождения, виуэлу часто называют предшественницей гитары и даже отождествляют оба эти инструмента. Это неверно. Гитара - инструмент иного, нежели виуэла, происхождения, отличающийся от нее не только внешней формой (5 двойных струн и плоская нижняя дека, в отличие от несколько выпуклой у виуэлы) и сферой бытования (виуэла считалась аристократическим, придворным инструментом, гитара же была распространена в народных кругах), но главное - техникой игры: виуэла была сольным мелодическим инструментом, гитара - инструментом исключительно гармоническим и аккомпанирующим, ей была присуща аккордовая техника. Лишь много позже, уже в конце XVII века, когда у виуэлы убрали 7-ю, а к гитаре, напротив, прибавили 6-ю двойную струну, виуэла и гитара стали идентичными инструментами, с утвердившимся названием "испанская гитара".

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Александра Пахмутова
По праву значительное место в песенном творчестве заняли сочинения о родном городе . Напомню, как быстро обрели популярность продолжившая славную плеяду песен о Москве "Я вас люблю, столица" Аедоницкого (Имеется ввиду песня на стихи Ю.Визбора. - Прим. сост.) (Доклад на Пленуме Союза компо ...

Актуальные проблемы музыкального образования детей
В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфи ...

Опыт использования Чувашского музыкального фольклора в урочной деятельности учителя музыки
Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, об ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru