Рок-музыка в контекстах художественной культуры

Статьи о музыке » Рок-музыка в контекстах художественной культуры

Страница 1

Как часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто, несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную роль. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии художественной культуры .

Этот облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её положению в современной художественной культуре. Причиной этому является недостаточная исследованность той части рок-музыки, практика которой опровергает утверждение как стереотипов внутреннего однообразия, так и внешних культурных соотношений. Это приводит к неполноте знаний о современной художественной культуре как процессе взаимодействия различных компонентов, генезис которых лишь на первый взгляд противоречит возможности самого процесса.

Так, в исследованиях формирования языка рок-музыки и традиций её исполнения недостаточно раскрывается роль европейского музыкального искусства. Происхождение и развитие рок-музыки связывают в наибольшей степени с американскими негритянскими культурными источниками. Роль же элементов европейской музыкальной культуры ограничивается фольклорными традициями или заимствованными элементами популярных жанров прошлого и настоящего. Такой подход противоречит сложившимся представлениям о специфике внутренних взаимосвязей различных пластов в историческом процессе развития музыкального искусства. Взаимодействие стилистических элементов бытовой и "высокой", а также усвоение черт неевропейской музыки в истории западноевропейского музыкального искусства и в прошлых веках создавало стимулы дальнейшего развития этих жанров и являлось источником обогащения музыкальной культуры. Подобные же процессы узнаваемы в способах усвоения элементов музыкальной культуры классической традиции развивающейся рок-музыкой.

Выведение рок-музыки за пределы художественной традиции и определение её только как социального феномена затрудняет прояснение не только её художественных черт, но и особенностей психологии восприятия рок-композиций. Существующие в этой области исследования основываются прежде всего на методологии социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и эстетические закономерности внутрижанровых и внежанровых связей разных стилей рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной музыкальной культуры.

В не малой степени объективность исследований рок-музыки затрудняется особенностями слухового анализа её музыкальных текстов, не имеющих, как правило, соответствующей нотной фиксации. Способы такого анализа формируются при осознанности интегративной природы жанра и определяются особенностями комплекса элементов культурно-исторического процесса формирования рок-музыки - её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.

Черты рок-музыки как части и результата интегративных процессов современной художественной культуры наиболее ярко проявляются в практике направления Progressive Rock. Его возникновение и развитие дают представление об особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной культуры:

- как жанра массовой культуры ;

- как области формирования своеобразного типа восприятия музыки её стилей ;

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Боттезини — композитор и дирежер
Вклад композитора Боттезини значителен не только в области виртуоз-ных произведений, но и в других жанрах. Говоря про его оперное наследие следует отметить, что в то время на-бирает силу музыкальная драма, которую наиболее значительно воплотил вели-кий оперный композитор Джузеппе Верди. Боттезини ...

Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Из нее, как из колоса, выросли новые независимые княжества, матерью которых была Киевская Русь. Князья полутора десятков новых суверенных княжеств, подобных западноевропейским королевствам, обособились, вышли из повиновения Киеву, начали жить самостоятельно и занялись устроением своих земель. Рас ...

Японская музыка
Японская музыка История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток. Эти инструменты датируются периодом ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru