Как часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто, несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную роль. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии художественной культуры .
Этот облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её положению в современной художественной культуре. Причиной этому является недостаточная исследованность той части рок-музыки, практика которой опровергает утверждение как стереотипов внутреннего однообразия, так и внешних культурных соотношений. Это приводит к неполноте знаний о современной художественной культуре как процессе взаимодействия различных компонентов, генезис которых лишь на первый взгляд противоречит возможности самого процесса.
Так, в исследованиях формирования языка рок-музыки и традиций её исполнения недостаточно раскрывается роль европейского музыкального искусства. Происхождение и развитие рок-музыки связывают в наибольшей степени с американскими негритянскими культурными источниками. Роль же элементов европейской музыкальной культуры ограничивается фольклорными традициями или заимствованными элементами популярных жанров прошлого и настоящего. Такой подход противоречит сложившимся представлениям о специфике внутренних взаимосвязей различных пластов в историческом процессе развития музыкального искусства. Взаимодействие стилистических элементов бытовой и "высокой", а также усвоение черт неевропейской музыки в истории западноевропейского музыкального искусства и в прошлых веках создавало стимулы дальнейшего развития этих жанров и являлось источником обогащения музыкальной культуры. Подобные же процессы узнаваемы в способах усвоения элементов музыкальной культуры классической традиции развивающейся рок-музыкой.
Выведение рок-музыки за пределы художественной традиции и определение её только как социального феномена затрудняет прояснение не только её художественных черт, но и особенностей психологии восприятия рок-композиций. Существующие в этой области исследования основываются прежде всего на методологии социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и эстетические закономерности внутрижанровых и внежанровых связей разных стилей рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной музыкальной культуры.
В не малой степени объективность исследований рок-музыки затрудняется особенностями слухового анализа её музыкальных текстов, не имеющих, как правило, соответствующей нотной фиксации. Способы такого анализа формируются при осознанности интегративной природы жанра и определяются особенностями комплекса элементов культурно-исторического процесса формирования рок-музыки - её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.
Черты рок-музыки как части и результата интегративных процессов современной художественной культуры наиболее ярко проявляются в практике направления Progressive Rock. Его возникновение и развитие дают представление об особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной культуры:
- как жанра массовой культуры ;
- как области формирования своеобразного типа восприятия музыки её стилей ;
Подробно о музыке:
Романсы Михаила Ивановича Глинки
«Так как народная песня всегда была душой русской
музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинако-во, как родное былое и вместе с тем настоящее… Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник всей русской музыки». ...
Модест Петрович Мусоргский
Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века.
В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов.
Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, он занял среди композиторов «Могучей кучк ...
Рихард Штраус
Рихард Штраус
1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрам ...