Деревянные духовые

Страница 1

«В группе деревянных духовых, напротив, различие тембров отдельных ее представителей: флейт, гобоев, кларнетов и фаготов гораздо более ощутимо, так же, как и различие регистров в каждом из названных представителей. В общем деревянная духовая группа обладает меньшей гибкостью по сравнению со смычковой в смысле подвижности, способности к оттенкам и к внезапным переходам от одного оттенка к другому, вследствии чего не обладает и той степенью выразительности, каковую мы видим в группе смычковой».

«Пытаясь охарактеризовать тембры четырех родовых представителей деревянной группы со стороны психологической, я беру на себя смелость сделать следующее общее, приблизительное определение для духовых оркестров среднего и высокого:

Флейта. – тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре;

Гобой. – Тембр простодушно-веселый в мажорных и трогательно-печальный в минорный мелодиях.

Кларнет. – Гибкий и выразительный тембр для мелодий мечтательно-радостных или блестяще-веселых в мажоре и для мелодий мечтательно-грустных или страстно-драматичных в миноре.

Фагот. – Тембр старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-печальный в миноре.

В низком регистре

В высшем регистре

Флейта. – Матовый, холодный.

Гобой. – Дикий.

Кларнет. – Звенящий, угрюмый.

Фагот. – Грозный.

Блестящий.

Сухой.

Резкий.

Напряженный.

В примечании Римский-Корсаков отметил: настроение не может быть вызвано одними тембрами, оно «главным образом зависит от мелодического склада, гармонии, ритма, темпа и динамических оттенков, т. е. от общего сложения данного музыкального куска.

Малая флейта и малый кларнет продляют звукоряд их родовых представителей. Усиливают характерные особенности высших регистров флейты и кларнета. Контрфагот продляет звукоряд фагота. Нижний регистр его отличается густотою своего грозного тембра при значительной силе в piano. Английский рожок обладает большей нежностью своего лениво-мечтательного тембра.

Басовый кларнет в нижнем регистре мрачнее и угрюмее кларнета.

Альтовая флейта – тембр холодный и несколько стеклянный в своем среднем и высоком регистре.

Медные духовые

1. Трубы (Trombe in B-A). Ясная и несколько резкая, вызывающая звучность в forte. В piano густые, серебристые высокие звуки и несколько сдавленные, как бы роковые – низкие.

2. Альтовая труба (Tromba c.-alta in F). Инструмент, придуманный и введенный мною впервые в партитуре оперы-балета «Млада». Цель его употребления: получить низкие тоны (от II до III натуральной, обыкновенной трубы) сравнительно большей густоты и прелести. Трехголосные сочетания из двух обыкновенных труб и третьей – альтовой звучат ровнее, чем при трех трубах единого строя. Убедившись в красоте и пользе альтовой трубы, я продолжал ее применять и во многих последующих моих операх с троечным составом деревянных.

3. Малая труба (Tromba piccola in Es-D), придумана и применена впервые мною впервые тоже в партитуре «Млады» с целью получить вполне свободно издаваемые высшие тоны трубного тембра. Инструмент по строю и звукоряду сходный с малым корнетом военных оркестров.

Корнет (Cornetto in B-A). Тембр близкий к тембру трубы, но несколько слабее и мягче. Прекрасный инструмент, сравнительно редко употребляемый в современном оперном или концертном оркестре. Хорошие исполнители умеют подражать на трубах тембру корнетов, а на корнетах – характеру труб.

Валторна или рог(Corno in F). Значительно мрачный в нижней области и светлый , как бы круглый и полный, в верхней, поэтично-красивый и мягкий тембр. В средних своих тонах инструмент этот оказывается весьма подходящим и вяжущимся с тембром фагота, почему и служит как бы переходом или связью между медной и деревянной группами. В общем, несмотря на механизм пистонов, инструмент мало подвижный и как бы несколько ленивый в смысле издавания звука.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Контрабас
Бас группы. Залезает совсем туда . в дебри. Очень красив прием pizzicato, когда по струне не проводят смычком как обычно, а дергают струну пальцем. Кстати, если вам интересно, контрабасисты с легкостью играют на бас-гитаре - там почти такое же расположение струн. (Вот повезло-то!) да, и еще - о ...

Acid Techno
Когда тяжелый Acid House стал находить свое место в умах восприимчивой молодежи в середине 80-х, то влияние этой музыки было на лицо. Многие начинающие музыканты в начале 90-х годов использовали этот стиль для "утяжеления" Techno, добавляя его вместо "теплого" классического Chi ...

Юго-западное влияние в Московской Руси
В середине XVII в. значительно усиливаются непосредственные связи России с Западной Европой6, но особенно важным в это время оказалось влияние украинско-белорусского просветительства, усилившееся с момента присоединения Украины к России (в 1654 г.). Объединение Украины с Россией способствовало пре ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru