Жизнь и творчество Н.А. Римского – Корсакова

Страница 1

Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908) выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик.

Николай Андреевич родился 6 марта 1844 г. в Тихвине. Музыкальные способности у него проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте он был определен в морской корпус в Петербурге. Там же в начале 60-годов он познакомился и завязал тесные творческие связи с балакиревским кружком (“Могучая кучка”), в который входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, а также несколько позднее А.П. Бородин. Мировоззрение и художественные убеждения Римского-Корсакова сложились в эпоху освободительного движения 60-х годов, в среде передовой русской интеллигенции, прогрессивным идеям которой он оставался верен до конца жизни. Демократ-просветитель, гуманист, патриот, Николай Андреевич неутомимо боролся за передовое русское искусство. Принципиальность, твердая воля, высокое эстетическое сознание, настойчивость в труде и борьбе за свои убеждения характеризовали его многогранную деятельность. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, нашедших отражение в его музыке.

В своем творчестве композитор неуклонно следовал традициям основоположника русской классической музыкальной школы М.И.Глинки, развивая и обновляя их. Николай Андреевич был глубоко национальным художником и высказанные им слова: “ … музыки вне национальности не существует … “[1] - подтверждает это.

Один из важнейших принципов его творчества – народность, проявляет себя очень многопланово: через тематику произведений, их стиль, а так же музыкальный язык. Интонационные корни музыки Римского-Корсакова заложены в русской песне, которую он знал и любил с детства. “Строй народной песни, ее обороты органично претворены в творчестве композитора, а некоторые созданные им мелодии, сливаясь с народными попевками, неотличимы от подлинных песен” [2].

Творческое наследие Н.А. Римского-Корсакова обширно. Оно включает 15 опер, кантаты, романсы, произведения для хора, симфонии, симфонические картины.

Оперное творчество - наиболее глубоко и ярко представленная часть его композиторского наследия. Первым сочинением в этом жанре явилась опера “Псковитянка”, написанная в 1871 году. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы “Майская ночь” (по Н. Гоголю, 1879) и “Снегурочка” (по А. Островскому, 1881), отразившие увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета ”Млада”. За ней последовали опера-колядка “Ночь перед Рождеством” (по Н. Гоголю, 1894), опера-былина “Садко” (1895-1896), лирические оперы ”Боярыня Вера Шелога” (одноактная; пролог к ”Псковитянке” , 1894) и “Царская невеста” (1898) . На рубеже 20 века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в ”Сказке о царе Салтане” (по А.С.Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в ”осенней сказочке” ”Кащей Бессмертный” (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире ”Золотого петушка” (по А.С.Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится так же драматическая опера-легенда ”Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия. Не менее значительный вклад Римского-Корсакова в русскую симфоническую музыку. Наиболее известны: ”Испанское каприччио” , ”Шехеразада”, симфония es- moll, симфоническая картина ”Садко”. В жанре камерно-вокальной музыки им создано так же немало замечательных произведений .

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Массовые музыкальные зрелища как акциональные полевые феномены
К началу 60-х годов XX века массовое сознание определено наукой в качестве теоретической данности (Е.С.Кузьмин, В.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, В.Е.Семенов, А.К.Уледов и др.). Теоретические и методологические основы исследования массовой культуры разработаны в трудах виднейших философов к. XIX-XX века — ...

Опера второй половины XIX века (Италия, Германия)
Из ведущих композиторов первой половины XIX века только Россини прожил долгую жизнь и увидел оперный мир эпохи Верди и Вагнера. Верди продолжил традицию итальянской оперы, и, несомненно, это нравилось Россини. Что же касается Вагнера, то Россини однажды заметил, что у Вагнера "есть хорошие мом ...

Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя к ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru