Древнерусские кондакари

Страница 1

В каждом из шести сохранившихся от древности кондакарей есть свои особые песнопения и индивидуальные черты.

1. Кондакарь Типографского устава конца XI — начала XII вв. (ГТГ, К5349) содержит песнопения Октоиха: воскресные тропари, богородичны, троичны, кафизмы, степенные антифоны, прокимны, аллилуарии, образцы для пения стихир — "подобьници", "пение похрестное" и др.

2. Кондакарь ОИДР XII в. (ГБЛ, ОИДР 107, 1-я часть и ГПБ, Погод. 43) — почти ненотированный кондакарь, одна его часть находится в Москве, другая — в Санкт-Петербурге. Кондакарь содержит кондаки и икосы, светильны с богородичнами, стихиры евангельские.

3. Благовещенский кондакарь (ГПБ, Q. II. I.32) конца XII—XIII вв. — содержит только кондаки, все распетые, а также ипакои, полиелей, азматики, светильны, евангельские стихиры.

4. Успенский кондакарь 1207 г. (ГИМ, № 9) — кондаки, тропарь и часть службы Рождества Христова, катавасии на господские праздники и избранным святым, ипакои и тропари воскресные, песнопения из Литургии, киноники.

5. Троицкий, или Лаврский, кондакарь начала XIII в. (конца XII в.?) (РГБ, Тр. 23) — кондаки, ипакои, тропари со стихами.

6. Синодальный 777 — первая половина XIII в. (ГИМ, Син. 777) — кондаки, киноники, антифон воскресный, тропари на Рождество Христово, на Крещение7.

Из перечисленных шести кондакарей можно выделить две группы: кондакари с икосами (№ 1, 2) и без икосов (№ 3—6). Кроме шести кондакарей в некоторых рукописях встречаются отдельные кондакарные включения: кондак в Лазареву субботу и Пасхе в Октоихе изборном XIII в. (ГНБ, Соф. 122, л. 72 об. — 73 об.), Сборник богослужебный XIII в. (ГНБ, Соф. 397, л. 28 об.), Минея августовская (ГИМ, Син. 168, л. 1). Отдельные элементы кондакарной нотации иногда соединяются со знаменной, например в стихире Борису и Глебу "Плътьскоую богатяща святая" (БАН 34.7.6, л. 167—168).

ТУ получил свое название от места своего последнего хранения в Типографской библиотеке. Он является важнейшим источником для изучения всех древнейших форм русского певческого искусства. Кондакарь ТУ наиболее богат и разнообразен по содержанию.

Кондакари, отражавшие византийское богослужение кафедральных соборов, соединили византийские соборные певческие книги — Псалтикон и Асматикон. В них входили кондаки на весь церковный год, из Триоди и Пентикостария, а также тропари, катавасии, ипакои воскресные восьми гласов, киноники воскресные и отдельных праздников, некоторые неизменяемые песнопения обихода. Каждый кондакарь индивидуален.

Типографский устав XI—XII вв. является самым ранним кондакарем и вообще русской певческой рукописью. Он состоит из собственно Устава — правил монастырского богослужения и монастырской жизни, и певческой части, куда входят разные песнопения годового праздничного круга. Обязательной его частью является сборник кондаков, именуемый общим названием кондакарь (от греч. kontakarion), который содержит кондаки на весь год — минейные, дни календарных праздников в память святых и на двунадесятые праздники, кондаки Триоди постной и цветной и кондаки воскресные восьми гласов. Кроме обязательной части — сборника кондаков на весь год, каждый кондакарь имеет свой собственный дополнительный набор песнопений, индивидуальный в каждом кондакаре.

ТУ по праву можно назвать первым учебным пособием, по которому можно было обучиться всем формам певческого искусства XI—XII вв., источником для изучения древнейших форм русского певческого искусства Киевского периода. Его состав и расположение материала говорят о том, что ТУ предназначался для обучения церковных певчих и мог служить прекрасным учебным пособием.

Страницы: 1 2 3


Подробно о музыке:

Возвращение на Родину: о Донском казачьем хоре под руководством С. А. Жарова
Сергей Алексеевич Жаров родился в 1896 году в городе Макарьеве Костромской губернии. Петь любил с детства, и когда ему было 10 лет, отец отдал его в Московское Синодальное училище. Учился он здесь неважно. По музыкальным предметам имел тройки, гораздо реже четвёрки. Любимым предметом была гражданс ...

Рок 90-х
Рок 90-х можно охарактиризовать одним направлением и одной группы гранж и «Nirvana». Уставши от долгого засилия поп-рока, молодежь обратилась к буйному, вызывающему гранжу, который представляет собой слияние таких стилей как панк, хэви метал и поп-рок. Гранж отличает вызывающее поведение и скорост ...

Методика обучения крюкам и пению
В ходе обследования общин выяснилось, что существует два типа обучения пению по крюкам. К первому относится систематическое изучение крюков в специальной школе по определенной программе с проверкой знаний и т. д. Пример тому — Стрельниковская школа пения. Другой тип, наиболее распространенный, пре ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru