Типографский устав (в дальнейшем ТУ) с кондакарем — ценнейший источник для изучения музыкальной культуры Древней Руси XI—XII веков. Этот памятник уникален и оригинален по своему содержанию, он вызывает чувство глубокого восхищения перед трудом древнерусских мастеров — певцов, музыкантов — знатоков певческого дела, создавших его. В ТУ представлены главные музыкальные образцы церковных песнопений в разных нотациях — знаменной и кондакарной.
В типографском уставе отобраны и записаны самые важные певческие образцы, самогласны для кондаков, самоподобны для стихир, псалмодия — кафизмы, прокимны и др. Все они нотированы соответствующей им нотацией — кондакарной, знаменной.
На листах ТУ знаками кондакарной и знаменной нотации запечатлены мелодии песнопений, записанных тысячу лет назад, — кондаков, стихир, псалмов, которые являются застывшим голосом Древней Руси, древнейшими русскими памятниками музыкальной культуры и музыкальной письменности. Песнопения, заключенные в кондакаре ТУ, разнообразны: от мелизматических кондаков до речитативной псалмодии.
Песнопения эпохи Киевской Руси содержат около 80 певческих рукописей XI—XIII вв.1, среди них минеи, стихирари, триоди, ирмологи, кондакари. Все певческие книги нашли свое продолжение в истории древнерусской певческой культуры, лишь кондакари исчезают уже к XIV в. Эта загадочная кондакарная певческая культура, дошедшая до нас лишь в шести кондакарях XI—XIII вв., представляет собой одну из богатейших, но, к сожалению, утраченных страниц музыкальной культуры Древней Руси.
Подробно о музыке:
Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)
Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.
В 1804 ...
Генрик Венявский
Генрик Венявский /1835-1880/
«Шопен скрипки», «Лист скрипки», «Второй Паганини» — как только не называли молодого Генрика Венявского. Действительно, польский музыкант был одарен изумительным талантом. Его виртуозные возможности, казалось, не имели границ. Вот мнение знаменитого скрипача Иозефа ...
Импрессионизм и теория музыкального стиля
_Стиль . - одна из важнейших категорий искусствознания. В совокупности с понятием художественного метода она выражает единство содержания
и формы в искусстве, единство их созидания.
_Смысл понятия стиль . многозначен и подвижен. Еще И.В.Гёте писал, что само слово "стиль" относится к ...