Кондак

Страница 1

Термин кондак происходит от греч. kontakia — свиток, kontos — палочка, на которую наматывались свитки. В наше время кондак — это краткое песнопение в честь праздника или святого, которое по величине и литературному построению мало чем отличается от прочих видов церковных песнопений (тропаря, седальна или стихир). Его можно выделить лишь по надписи "кондак" и по местоположению в службе. В кондаке кратко излагается основное содержание церковного праздника памяти святого.

Древний кондак времен Романа Сладкопевца был совсем иным. Это был особый вид церковной гимнографии, созданный византийским гимнографом Романом Сладкопевцем, родом из Сирии. Он был дьяконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491—518 гг.) он прибыл в Константинополь и здесь поступил в клир церкви Богоматери, поначалу ничем не выделяясь и даже вызывая насмешки. После видения ему во сне Богоматери, по преданию, ему открылся дар сочинения. Он стал сочинять кондаки, представляющие собой многострофные произведения, которые начиналось кукулионом или кукулием (kukulion), или проимионом (prooimion) — своего рода предисловием, заканчивающимся краткой фразой — рефреном, служившей припевом и окончанием для всех строф. Начальная строфа кондака (кукулион) играла главную роль в кондаке. Именно из таких кукулиев и состоит большинство древнерусских кондакарей. В некоторых кондакарях к каждому кондаку добавлен икос (от греч. oikos — дом; по-сирийски дом — deth, может означать и "дом", и "строфу", также и в итальянском stanza значит "строфа" и "комната"). Кондак можно уподобить большой постройке, созданной по определенному плану, состоящей из кондака и множества строф (от 18 до 30). Каждый икос завершался припевом.

Из инициалов всех строк складывался акростих, "краегранесие". Обычно в нем указывалось имя автора, — "Смиренного Романа". Роман Сладкопевец не называл свои творения кондаками, что видно из акростихов его кондаков. Он давал им названия "гимн", "эпос", "хвала", "псалом", "поэма", "песнь", "моление", "прошение".

По-видимому, в этом разнообразии названий св. Роман исходил не столько из их содержания, сколько из соображения больших возможностей при сочинении акростихированных строф его произведений. Но св. Роман не называл и не мог называть своих произведений кондаками. Контакионом (kontakion) греки называли свитки, наматываемые на палочку (kontos), в отличие от книг, где пергамен складывался в четверку, или тетрадион (tetradion)2.

В Студийском уставе Роман назван "творцом кондакаря". Он написал большое число кондаков, но еще больше кондаков было ему приписано. Свои кондаки св. Роман сложил в виде развернутых богословских поэм-проповедей, "поэтических гомилий", тематика которых отражала круг чтений того времени из лекционария и календаря. Жанр кондака позволял автору свободно развивать избранную тему, основанную на евангельском сказании или житии святого. В музыкальном плане кондак является одним из наиболее сложных в истории гимнографии песнопений.

Кондак был связан с особым константинопольским соборным ритуалом — песенным последованием — asmatike akolouthia (служба с пением), которая отличалась от палестинского монастырского ритуала. Гросдидье де Матон утверждает, что первоначальное место кондака в песенном последовании (asmatike akolouthia) — в ночном богослужении ранней соборной практики. По уставу Великой церкви пение кондака, в то время обширной гимнографической композиции, полагалось в конце соборной певческой всенощной службы — Паннихис, как песнопения ожидания начала антифонов meqoniktik£ (полунощницы)3. За кондаком — кукулионом, или prooimion могло следовать (в момент его расцвета) от 18-и до 30-и икосов.

Со времен кардинала Питры (J. B. Pitra) было принято считать, что кондаки Романа Сладкопевца и других ранних гимнографов, создававших кондаки после него в течение трех столетий, в свое время были доминирующей гимнографической формой византийской утрени, но после введения канона они были сокращены до двух — кукулия и первой строфы — икоса. Такой традиционный взгляд был опровергнут Гросдидье де Матоном.

Кондаки берут свое начало в общественных всенощных, они сохраняются внутри служб песенного последования (asmatike akolouthia) вплоть до IX в., невозможно поэтому утверждать, что гимны Романа были вытеснены в VII—VIII вв. Напротив, каноны, отсутствующие в константинопольской соборной службе, являлись отличительной особенностью палестинского монастырского ритуала, введенного св. Федором Студитом в самом конце этого периода (IX в.). Именно посредством быстрого усвоения соборных форм студийскими монахами кондаки заняли свое теперешнее положение в субботних утренях.

Страницы: 1 2


Подробно о музыке:

Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепьяно , 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произве ...

Иностранцы о колокольном звоне в Москве
Неоценимые свидетельства о колокольном звоне в Москве дают описания, сделанные иностранцами. Посетившие русскую столицу либо в качестве гостей, либо как представители враждебного лагеря, иностранцы оставляли описания колоколов и звонов. Важным историческим документом эпохи Смутного времени явился д ...

Оперы Моцарта в контексте культуры его времени
Проблема семантики музыкального языка -- одна из наиболее сложных и в то же время актуальных в музыкознании. Особенно ответственно обращение к наследию композитора далекого прошлого, попытка представить себе, воссоздать его художественный мир. При этом неизбежно встает вопрос о восприятии произведе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.levelmusic.ru